Связь времен: Альфред Шнитке и Дмитрий Шостакович
23-апреля-2024
20 апреля в концертном зале МГИМ им. А. Г. Шнитке состоялся предпоследний вечер Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке. Программа вечера включила сочинения Альфреда Шнитке и Дмитрия Шостаковича, которые прозвучали в исполнении Московского Шнитке-оркестра (художественный руководитель и дирижер Заслуженный артист РФ, профессор Игорь Громов), профессора Московской консерватории Заслуженного артиста РФ Александра Тростянского и студентов МГИМ им. А. Г. Шнитке – Полины Фирстовой и Елизаветы Зыряновой. Вела концерт студентка МГИМ им. А. Г. Шнитке Мария Грушина.
Дмитрий Шостакович занимает особое место среди композиторов, которые оказали влияние на становление творческой индивидуальности Альфреда Шнитке. Геннадий Рождественский считал, что музыка Шнитке «является прямым продолжением шостаковичевской нити, шостаковичевской духовной традиции». Хотя Альфред Гарриевич не был учеником Шостаковича, он всегда ощущал с ним внутреннюю связь.
Своеобразным эпиграфом концерта стала мемориальная пьеса А. Шнитке - Прелюдия памяти Дмитрия Шостаковича для двух скрипок (1975), соч. 104, открывшая концерт. Смерть Шостаковича в 1975 году переживалась Шнитке как невосполнимая утрата. В это же время из России собирался эмигрировать скрипач Марк Лубоцкий. Он попросил композитора написать пьесу для своего прощального концерта. Выражая дань памяти по отношению к Мастеру, Шнитке сочиняет Прелюдию памяти Шостаковича для двух скрипок. Это небольшое, но очень серьезное и глубокое сочинение, в котором композитор обращается к любимому жанру Шостаковича – пассакалии, используя в качестве тематического материала монограммы BACH и DSCH, а в нотах нижнего голоса – g, E, Es – угадывается слово «gestorben» – в переводе с немецкого – «умер». Чтобы слушатели почувствовали мистический смысл пьесы, Шнитке предполагал вторую скрипку разместить за сценой или воспроизвести ее партию на магнитофоне, как бы обозначая мир иной. Полина Фирстова и Елизавета Зырянова в своем исполнении смогли передать всю глубину трагического чувства, раскрывающегося в Прелюдии, насыщая его проникновенными лирическими интонациями.
Произведения Шостаковича были представлены в программе концерта двумя композициями, созданными автором в разное время: Первой симфонией – дипломной консерваторской работой 19-летнего музыканта и Первым скрипичным концертом, сочинением зрелого периода творчества.
В первом отделении Шнитке-оркестр исполнил Симфонию №1 f-moll (1925), op.10. На своей премьере она поразила современников композитора объемностью художественного мира, в котором воплощение бурного и пестрого жизненного потока сочеталось с необыкновенной для молодого автора глубиной ощущения трагических коллизий. В симфонии уже оформилась характерная черта творческого метода Шостаковича – критический анализ запечатлеваемых сторон, раскрывающий их динамичную, нередко противоречивую природу. Драматургический процесс в цикле симфонии выстраивается как последовательное разрастание явлений и обострение контрастов между ними.
Дебютное произведение юного композитора быстро принесло ему мировую славу. После триумфального исполнения в 1926 году в Ленинграде, симфонию включили в свои программы Бруно Вальтер (1927), Леопольд Стоковский (1928), Отто Клемперер, Артуро Тосканини.
Исполнительский стиль Шнитке-оркестра созвучен стилю раннего Шостаковича: музыканты органично существуют в динамичном процессе Концерта, азартно воплощая его контрастные антитезы, свободно переключаясь от объемных звуковых масс к виртуозному концертированию, в котором участвует большая группа инструментов. Игорь Громов властно управлял этим феерическим потоком, создавая сложное, многообразное и одновременно рациональное целое.
Во втором отделении концерта прозвучала одна из значительнейших композиций Шостаковича зрелого периода – Концерт №1 для скрипки с оркестром a-moll (1948), ор.77. Альфред Шнитке ценил его очень высоко, утверждая, что все его скрипичные концерты «включая Четвертый, написаны под воздействием концерта Шостаковича».
Масштабный цикл скрипичного концерта посвящен философскому осмыслению целого комплекса проблем, связанных с антитезами жизни и смерти, добра и зла, мира внутреннего и внешнего. Смысловые противопоставления предопределили драматургический диалог Концерта в виде взаимодействия внутреннего и внешнего планов, которое предстает как некая универсальная основа, как обобщенный образ существования. Внутренняя – медитативная – образная линия включает Ноктюрн, Пассакалию и Каденцию; внешний – действенный – план, подчеркнуто театрализованный, воплощающий идею коллективной образности, представлен в Скерцо и Бурлеске. Развитие драматургических линий Концерта можно соотнести с определенными жизненными аспектами: переживание трагичности бытия в Ноктюрне, формирование личности в драматическом конфликте в Скерцо, развитие трагической идеи, страстный протест против смерти в Пассакалии и Каденции, праздник жизни, стремительно приближающий конец – в Бурлеске.
Александр Тростянский интерпретировал Концерт подчеркнуто эмоционально, с большой внутренней силой: уровень его энергии был пределен на протяжении всего цикла. В исполнении Тростянского ярко прозвучали как философские монологи, так и блестящие виртуозные фрагменты. Всё это, конечно же, происходило в унисон с оркестром Игоря Громова, формирующим многоплановую симфоническую драматургию Концерта и образующим со скрипичной партией неразрывное единство.
Это ощущение единства, приобщения к высокому искусству, захватило и слушателей. По окончании концерта, когда музыканты уже выходили из института, на улице снова раздались аплодисменты…
профессор, кандидат искусствоведения
Егорова М. А.
|