Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»

05-апреля-2024


4 апреля 2024 г. в Концертном зале нашего института состоялся второй концерт декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке.  На этом вечере прозвучали камерные произведения композитора. Камерные жанры имели для Альфреда Гарриевича исключительное значение: он обращался к ним на протяжении всего своего творческого пути, создав объемный и разнообразный корпус произведений. Традиционно в концерте выступали ведущие преподаватели нашего ВУЗа, уже состоявшиеся музыканты, известные в России и за рубежом, а также студенты.

Программа концерта отличалась жанровым разнообразием сочинений: исполнительский состав варьировался от сольного исполнения в фортепианной сонате до септета в Четвертом гимне. Однако в содержательном плане концерта доминировала одна – трагическая –  тема, прозвучавшая с особой силой и глубиной.

В первом отделении были исполнены две композиции 1980-х годов: Струнное трио (ор. 191, 1985) и Фортепианный квартет Малер-Шнитке (ор. 204, 1988). В этот период характерная черта творчества Шнитке – полистилистика – становится более тонкой, переходя от прямого противопоставления к более сложным взаимосвязям. Содержание трио предстало как трагическая идея, раскрывающаяся через взаимодействие траурной хоральности, агрессивной моторики и рефлексивной лирики, наполненная стилистическими аллюзиями – от Шуберта до Шостаковича,

 Трагическую тему, заданную трио, продолжил Фортепианный квартет. В этом составном произведении перу Шнитке принадлежит вторая часть – «Набросок ко второй части фортепианного квартета Малера». Ее главной темой является оригинальная мелодия из 2-й части незаконченного квартета Малера. Как известно, в рукописном виде у австрийского композитора сохранилось лишь 24 такта второй части, и Альфред Гарриевич, используя этот материал, сочинил всю часть целиком как самостоятельное произведение.

К Малеру у Шнитке было особое отношение. Он говорил, что «… для меня остается центральной фигурой и примером Малер». В таком контексте Квартет можно рассматривать как мемориал или скрытое посвящение – своего рода дань преклонения перед Мастером. Эту же музыку, оркестрованную для симфонического оркестра, Шнитке использовал в качестве второй части Кончерто гроссо № 4 /или Симфонии № 5 (1988).

Трио и квартет прозвучали в исполнении профессора, Заслуженной артистки Республики Татарстан Елены Рольбиной (скрипка), Заслуженного артиста России Антона Кулапова (альт), Заслуженного артиста России Алексея Найденова (виолончель) и профессора, Заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан, – Рустама Шайхутдинова (фортепиано). Их интерпретация поразила абсолютной самоотдачей, глубиной проникновения в замысел композитора, яркой темпераментностью. Безусловно, это выступление музыкантов стало событием не только в концертной жизни нашего учебного заведения, но и камерного творчества Шнитке в целом.

Второе отделение концерта открыли два более ранних произведения Шнитке – гимны: Первый Гимн ор. 96 (1974) и Четвертый – (1974–79) ор. 134. В 1970-е годы усиливается интерес Шнитке к старинной церковной музыке. На этой волне появляются его «Гимны» – 4 пьесы, созданные в разное время и посвященные друзьям-музыкантам. В своих «Гимнах» Шнитке обращается к старинной русской церковной музыке и музыкальному авангарду ХХ столетия.

В Первом «Гимне» звучат виолончель, арфа и литавры, а музыкальное развитие строится на целенаправленном движении от ряда к подлинной цитате распева «Святый Боже», что символизировало, по мысли композитора, сложный путь к духовной гармонии.

Четвертый «Гимн» был создан как финал цикла, а потому его исполнительский состав особенно развернут, суммируя все инструменты, использовавшиеся в предшествующих пьесах – виолончель, фагот, контрабас, клавесин, арфа, литавры, колокола. Стилистическими источниками «Гимна» можно считать и русские балеты Стравинского, и финалы русских симфоний эпического плана. Специфический национально-характерный колорит тематического материала, в целом, нетипичен для Шнитке. Композитор больше не обратится к этому жанру, но многое из того, что здесь сформировалось, найдет свое продолжение в его будущих произведениях.

Исполнили «Гимны» наши студенты и ассистенты-стажеры: Варвара Сучкова (виолончель), Анна Волкова (фагот), Дарина Койнова (клавесин), Николай Нор (контрабас), Диана Седова (арфа), Александр Шведов (литавры), Дарья Бессонова (колокола). Дирижер – лауреат российских и международных конкурсов Денис Шашкаров. Трактовка пьес составом молодых музыкантов впечатлила своей вдумчивостью, слаженностью, все смысловые линии отчетливо прослушивались, кульминационные разделы в Четвертом гимне продемонстрировали богатую палитру темброво-гармонических красок.

Колоритные «Гимны» оттенили финальное произведение концерта – Вторую фортепианную сонату ор. 216, сочиненную Шнитке в 1990 году. Соната посвящена жене композитора, пианистке Ирине Федоровне Шнитке, и была впервые ею исполнена в Любеке, в концертном зале Высшей музыкальной школы, 1 февраля 1991 года.

Вторая соната — одно из самых сложных фортепианных сочинений Шнитке, с концентрацией на трагедийном аспекте содержания, выраженным через экспрессионистскую стилистику, с использованием современных техник. Сознавая беспрецедентную исполнительскую трудность сочинения, Шнитке писал: «Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое». Тем не менее, студент Артем Михалев сумел передать в своем исполнении сонаты всю остроту трагического чувства композитора через контрасты отрешенно-медитативных и подчеркнуто аффектированных состояний. Особенно темпераментно прозвучал финал цикла с сонорно-алеаторической кульминацией.

Слушатели в полной мере оценили мастерство исполнителей, устраивая овации после каждого произведения. Этот концерт являлся не только подарком для почитателей музыки композитора, но и памятным событием, напомнившим о важности его наследия для современной музыкальной культуры.

 

профессор, кандидат искусствоведения

Егорова М. А.

 



назад


Афиша

22
05/24

 
Не только любовь. Лирическая опера Родиона Щедрина


27
05/24

 
Концерт Русского народного оркестра «Москва»



 

Последние новости
25-апреля-2024
День виолончелиста в МГИМ имени А.Г. Шнитке. Интервью с народным артистом России Александром Рудиным
23-апреля-2024
Связь времен: Альфред Шнитке и Дмитрий Шостакович
22-апреля-2024
Прямая трансляция концерта "День виолончелиста"
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
08-апреля-2024
«Я к Вам лечу воспоминаньем …»

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.