Интервью с художественным руководителем и дирижером симфонического оркестра МГИМ имени А.Г. Шнитке, Заслуженным артистом России, профессором И.Ю. Громовым
04-ноября-2019
– Уважаемый Игорь Юрьевич, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями от поездки в Верону.
– Кроме обычной человеческой, и профессиональной (музыкантской) радости от того, что все прошло хорошо, испытываю еще и большое чувство удовлетворения. Удовлетворения тем, что выбранный ранее стратегический курс института, в соответствии с которым и был сделан акцент на развитие студенческих коллективов (оркестров, хоров, оперной студии), оправдал себя в полной мере. У нас есть чёткое понимания цели – именно творческие коллективы высочайшего профессионального уровня в современных условиях способны сохранить и приумножить славу нашей Alma mater – Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке, недавно отметившего вековой юбилей. На данный момент, к сожалению, мы не можем побеждать на сольном уровне, не могли это делать и четыре года назад. У нас хорошие струнники и духовики, но мы понимаем, что это пока не лауреаты первых премий престижных конкурсов. Поэтому выбранный и поддержанный руководством института курс на коллективное музицирование, совершенствование оркестрового мастерства – приносит свои заслуженные плоды. И большой успех симфонического оркестра института в Вероне – тому яркое подтверждение. Студенты продемонстрировали высокое качество подготовки, в том числе благодаря особому значению оркестрового класса, которое занимает эта дисциплина в стенах нашего института.
– Уважаемый Игорь Юрьевич, возможно, что и в других музыкальных вузах уделяют внимание оркестровому классу, однако не достигают таких успехов. В чём, на Ваш взгляд, причина?
– Причин много, но основополагающая это та, о которой я уже сказал выше – стратегия развития. Она выражается, прежде всего, в заинтересованном отношении ректора института Анны Иосифовны Щербаковой, и, как следствие, всеобъемлющей поддержке во всех организационных и творческих вопросах. В том числе и в реализации наших многочисленных гастролей. Поездка в Верону – не первая наша поездка, счет идет уже на десятки. Однако сложность данных гастролей с точки зрения организации, их ответственности невозможно сравнить со всеми предыдущими. В этой связи не могу еще раз не отметить решающий вклад в организацию гастролей большого оркестра А.И. Щербаковой, а также Д.В. Решетникова (руководителя концертного отдела). Необходимо было сделать визы для семидесяти студентов, паспорта на инструменты и ещё решить огромный круг вопросов, балансирующих на уровне «получится/не получится».
– Как известно, концерт прошёл с триумфом и вызвал восторженный отклик у искушенной публики, что нашло отражение и на страницах центральных газет.
– Это не просто концерт в Вероне – это концерт в музыкальном городе, где везде на улицах, на остановках, куда ни посмотри, развешены афиши о предстоящих музыкальных и театральных событиях. Повсюду висят рекламные растяжки с информацией о концертах и фестивалях, проводимых в следующем году, продаются билеты. Это некий символ города. Жители Вероны считают свой город музыкальным, городом оперы. Поэтому мы приехали не в обычный город, а в город, который живет музыкой.
И играли мы в удивительном зале: с замечательной акустикой, прекрасным интерьером и многовековой историей. Это Филармонический театр Вероны (Teatro Filarmonico Di Verona). В этом театре выступал В. А. Моцарт. Сцена Филармонического театра очень престижная, на ней выступают прославленные коллективы, исполнители с мировым именем. Например, в этом зале часто выступает Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича под руководством Юрия Темирканова.
У нас на репетиции и концерте присутствовал Президент Филармонической Академии Вероны Луиджи Тупини (Luigi Tupini). Удивительно, но факт – все в театре, от Президента до рабочих сцены – проявляли к нам неподдельный интерес. Были на концерте и музыканты, которые работают в этом театре.
Конечно, я очень волновался по поводу этого концерта. Первоначально, это было волнение, связанное с тем, чтобы все благополучно прибыли на место: студенты, ноты, инструменты – ведь нам предстояло выступать в день приезда. Затем была неизвестность – придет ли публика на наш концерт? Хотя особой рекламы не было, и мы не столь знамениты, тем не менее, концерт прошёл с аншлагом. Нам оставалось только победить этот зал, и мы это сделали. После каждого номера программы публика устраивала восторженные овации. Очень хорошо принимали наших солистов: Аллу Курдюмову и Нину Таран; унисон скрипачей. Мне трудно оценить, как произведения звучали из зала, поскольку не имел возможности их послушать, но, судя по реакции зала, думаю, что хорошо. На бис мы сыграли Интермеццо Масканьи – что тут началось..., это трудно передать: кричали «Брависсимо!», зал был в восторге! Конечно, для нас такая высокая оценка проделанной работы – небывалый, но заслуженный успех!
Каково было моё удивление, когда на следующий день, как только я вышел из гостиницы, ко мне подошёл случайный прохожий и искренне поблагодарил за замечательный концерт! Другая встреча произошла в музее «Дом Джульетты» (Casa di Giulietta). Выходя из него, обратил внимание, что на меня пристально смотрит полицейский и вдруг задает вопрос: «А это Вы вчера дирижировали?», и затем высказал массу приятных слов. Эти случайные встречи мне очень дороги и запоминаются надолго. В этот же вечер нам сказали, что о нас опубликован материал в центральной, престижной газете.
Кстати, из разговора с веронцами мы выяснили, что другой наш коллектив – Московский камерный Шнитке-оркестр – уже извесетен за рубежом, что, безусловно, очень радует. В заключении еще раз хочу отметить, что произошедшее событие – не просто успех дирижера или оркестра, это знаковое событие, подчеркивающее верность избранному курсу на коллективное музицирование, а также результат деятельности всего института за последние четыре года. Для меня это символично.
– Спасибо, уважаемый Игорь Юрьевич за интересную беседу!
Желаю Вам дальнейших творческих побед!
|