К 85-летию А.Г. Шнитке. Оратория «Нагасаки» А. Г. Шнитке откроет XV Международный осенний хоровой фестиваль имени Б. Г. Тевлина в Большом Зале Московской Консерватории
16-сентября-2019
К 85-летию А.Г. Шнитке. Оратория «Нагасаки» А. Г. Шнитке откроет XV Международный осенний хоровой фестиваль имени Б. Г. Тевлина в Большом Зале Московской Консерватории
17 сентября в исполнении Симфонического оркестра (худ. рук. и дирижер – Заслуженный артист РФ, профессор Игорь Громов), Концертного хора МГИМ имени А. Г. Шнитке (худ. рук. и дирижер – профессор Дмитрий Онегин) и Камерного хора МГК имени П. И. Чайковского (худ. рук., профессор Александр Соловьев) прозвучит оратория «Нагасаки» А. Г. Шнитке.
Произведение было создано композитором в 1957-58 гг. Альфред Шнитке писал: «Это дипломная работа, сделанная на пятом курсе консерватории. Жанр был назван не мною, а определен сверху. Я не хотел писать, тем более, что не любил этот жанр, но так как все равно был вынужден подчиниться, то собирался сочинить кантату на стихотворение Слуцкого “Кельнская яма”». Е. Голубев – учитель композитора – не одобрил выбор своего студента и обратил его внимание на другое стихотворение, помещенное в этом же сборнике – «Нагасаки» А. Софронова. Для расширения композиционного пространства своего произведения Шнитке добавил к этому тексту еще стихотворения современных японских поэтов – «Утро» Симадзаки Тосон, «На пепелище», «Будь вечно прекрасной, река!» Ёнеда Эйсаку из сборника переводов японской поэзии (1956 г.). В процессе работы отношение композитора к своему произведению изменилось – оно затронуло столь близкие ему идеи трагического плана, связанные с мировыми потрясениями.
В результате, оратория выросла в масштабный пятичастный цикл, где траурно-торжественной I части «Нагасаки, город скорби» и апокалиптически-экпрессивной III-ей – «В этот тягостный день», воплощающей картину атомного взрыва, противопоставлены светлая, с ориентальным оттенком II часть – «Утро» и скорбное lamentо III части «На пепелище». Обобщающим финалом, концентрирующим в себе основные темы оратории, становится V часть – «Солнце мира».
Оратория сразу обратила на себя внимание широкой музыкальной общественности своим экспрессивно-эмоциональным музыкальным языком. Известно, что произведение заслужило одобрительный отзыв Дмитрия Шостаковича.
В 1958 году оратория обсуждалась на пленуме Союза композиторов, однако, была выражена негативная оценка, несмотря на положительную оценку Г. Свиридова. Молодого композитора осудили за непривычную для советской музыки 1950-х годов острую патетику, близкую западным экспрессионистам.
Оратория «Нагасаки» Альфреда Шнитке стала первым ярким и самобытным образцом хорового творчества композитора, войдя в хоровой концертный репертуар в нашей стране и за рубежом, концентрируя в себе как уникальные, так и типичные черты современной эпохи.
Позже Альфред Шнитке говорил: «Произведение было для меня очевидно очень важным и было написано совершенно искренне».
До встречи
на Концерте-открытии XV Международного осеннего
хорового фестиваля имени Б. Г. Тевлина
в Большом Зале Московской Консерватории 17 сентября в 19:00!
Для студентов МГИМ имени А. Г. Шнитке
вход по студенческим билетам.
|