Абдоков Юрий Борисович
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Театр-школа оперного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке. Художественный руководитель и дирижер – заслуженный артист РФ, профессор Игорь Громов.




Главная / Структура / Кафедры / Кафедра оркестрового дирижирования
 
Абдоков Юрий Борисович

  • Профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского

  • Заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесской республики

  • Кандидат искусствоведения

  • Лауреат международных конкурсов, премий и фестивалей

  • Лауреат Национальной премии России «Лучшая книга года – 2020»

  • Художественный руководитель Международной творческой мастерской «Terra Musica» (Россия – Германия – Италия»)

  • Председатель Художественного совета Международной премии им. Б. Чайковского и «The Boris Tchaikovsky Soсiety»

  • Президент Фонда Н.И. Пейко и председатель жюри Международного конкурса композиторов им. Н.И. Пейко

  • Сопредседатель Музыкально-педагогической ассоциации «Наследие Виссариона Шебалина» (Music Pedagogical Assatiation «Heritage of Vissarion Shebalin»)

  • Председатель жюри Международного конкурса «Искусство оркестровки» им. В.Я. Шебалинна

 

Академическое образование получил под руководством Народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии СССР, профессора Б.А. Чайковского (1925 – 1996), Лауреата Государственных премий СССР, профессора Н.И. Пейко (1916 – 1995) в Российской Академии Музыки им. Гнесиных.

Педагогическую деятельность начал в 1992 г. в РАМ им. Гнесиных, будучи ассистентом Б.А. Чайковского. С 1996 г. преподает на композиторском факультете МГК им. П.И. Чайковского, профессор. В Московской консерватории помимо индивидуального класса (сочинение, оркестровка) руководит курсами: «История оркестровых стилей» у композиторов и оперно-симфонических дирижеров, «Теория оркестрового письма» и «Анализ оркестровых партитур» – у аспирантов. Параллельно с Московской консерваторией: заведующий кафедрой композиции Академии Хорового Искусства им. В.С. Попова (2000-2007); руководитель курса музыкальной композиции и драматургии балетмейстерской кафедры Ю.Н. Григоровича в МГАХ (1997 – 2014).

Воспитал более 40 лауреатов Международных конкурсов, премий и фестивалей, среди которых: композиторы Д. Коростелев, Ф. Степанов, Х. Мотояма (США – Япония), А. Цытленок (Беларусь), А. Тлеуов и др.; оперно-симфонические дирижеры А. Дадашев, Н. Хондзинский, И. Никифорчин и др.; балетмейстеры К. Радев (Россия – Испания), К. Семенов, А. Беляков и др. В рамках Международной творческой мастерской «Terra Musica» осуществил российские и мировые премьеры и записи сочинений композиторов европейского Ренессанса и барокко, первые мировые записи опусов Н. Мясковского, Д. Шостаковича, В. Шебалина, М. Вайнберга, Н. Пейко, Б. Чайковского, Г. Галынина, Г. Свиридова, Г. Попова и др.

Руководит мастер-классами для композиторов, оперно-симфонических дирижеров и балетмейстеров в России и за рубежом. Научный руководитель диссертационных проектов по вопросам композиторской феноменологии, оркестрового письма, истории оркестровых стилей и музыкально-хореографического синтеза.

Музыка композитора исполняется на ведущих концертных площадках мира – Staatskapelle Dresden, Берлинская филармония, Konzerthaus Berlin, Palau de la Música Catalana (Испания), Rudolfinum (Прага), концертные залы США, Японии, Австрии, Великобритании, Бельгии, Португалии, Бразилии, Алжира и др.

 

Основные сочинения:

 

·Опера-притча «Светлорукая» в 3-х картинах. Концертное исполнение – Москва,1991.

·Опера «Рембрандт» (по драме Д. Кедрина), 2000.

·Симфония «В час незаметной печали» для большого симфонического оркестра и хора дискантов. Премьера – Москва, 1991.

·Вторая симфония для большого симфонического оркестра. Премьера – Москва, 1993.

·«Симфония для духовых» (по заказу ансамбля исполнителей Дрезденской Статскапеллы). Премьера – Дрезден, 1998.

·Камерная кантата «Canzone del vello» на средневековые итальянские тексты (по заказу ансамбля солистов Фламандской оперы). Премьера – Антверпен, Гент, 1997.

·Камерная симфония для виоль д'амур и смешанного хора, 2004.

·«Осенние   этюды» — музыка балета для   струнного оркестра и клавесина, 1993.

·Первый квартет для двух скрипок, альта и виолончели. Премьера – Москва, 1991, Бостон – 1991.

·Второй квартет для двух скрипок, альта и виолончели. Премьера – Мюнхен, 1997.

·Третий   квартет для двух скрипок, альта и виолончели (Памяти Т.Н. Пейко-Оболенской), 1997. Премьера – Москва, 2005.

·Четвертый квартет для двух скрипок, альта и виолончели, 2003.

·Концертный дуэт для альта и виолончели, 1996.

·Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели, 2004.

·«Четыре пасторали» для хора дискантов и камерного ансамбля., 1999.

·Вокальные циклы на стихи А. Пушкина, Г. Иванова, Н. Заболоцкого, Д. Кедрина, и др.

·«Осенние молитвы» – поэма для струнного оркестра, 2010. Премьера — Москва, 2010, одноименный балет – Сеговия (Испания), 2011.

·«Птицы под дождем» – поэма для струнного оркестра (Памяти поэта Виктора Гаврилина), 2011.

·«На грани таянья и льда» – поэма для струнного оркестра, 2011.

·«Прекрасны лица спящих» – поэма для скрипки с оркестром (Памяти Я.И. Чайковской), 2016.

·«Архитектура звука» (Три поэмы) для оркестра.

·Оркестровые редакции старинной музыки, а также театральных партитур музыки (по заказу театров России, Франции, Германии, Великобритании, Австралии, Дании).

·«Эпиграф   и   Прелюдия-Колокола». – Редакция и оркестровка последнего сочинения Б.А. Чайковского, 1997.

·Сочинения для фортепиано, клавесина, органа, инструментальных ансамблей, музыка к театральным постановкам и др.

·Оркестровые транскрипции органных и фортепианных сочинений С. Франка, П. Хиндемита, О. Мессиана, В. Лютославского и др.

Среди последних крупных работ: балет «Sombras ajenas» (Барселона, «Сorella Ballet»); Хоральная Постлюдия для альта с оркестром – «Памяти Рудольфа Баршая» (премьера – Konzerthaus Berlin) и др.

 

Основные научные работы:

Монографии:

  1. «Николай Пейко: Восполнивши тайну свою…» – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви; Издательский Дом «Русская Консерватория», Издательство «БОС» МГУ им. М.В. Ломоносова, 2020. – 36, 5 п. л. (Национальная премия России «Лучшая книга года – 2020»).
  2.  Борис Чайковский. Тембровая поэтика. – М., Издательский Дом «Русская Консерватория», 2022. – 15 п. л.
  3. Мир Бориса Чайковского. Опыт исследования оркестрового письма: поэтика, стиль, интерпретация. – М., Издательский Дом «Русская Консерватория», 2022. – 40 п. л.
  4. «Дневник любви». Кантаты Моисея Вайнберга 1965 – 1966 годов. – М.: Издательский Дом «Русская Консерватория», 2022. – 16 п. л.
  5. Музыкальная поэтика хореографии: Взгляд композитора. – М.: ГИТИС, 2009. – 17 п. л.
  6. Поэтика оркестра. (Анализ оркестровых партитур. Учебное пособие для оперно-симфонических дирижеров и композиторов). – М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2022.

 

Статьи в ведущих рецензируемых изданиях научных изданиях ВАК РФ (2018-2022):

  1. «Музыка для струнных» Револя Бунина: Стиль. Тембровая поэтика.

Альманах ГИТИСа: Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2022. № 1. С. 91 – 108. (1 п. л.)

https://gitis.net/almanac/archive/almanakh-1-2022

  1. Борис Чайковский и Кирилл Кондрашин: опыт художественного диалога.

Вестник Санкт-Петербургской консерватории: Opera Musicologica, 2022. Т. 14. № 4. С. 57 – 95. (1,5 п. л.)

  1. Киномузыка Бориса Чайковского: «тембровая оптика» и «визуальная акустика».

Альманах ГИТИСа: Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2022. № 2. С. 104 – 139. (2,5 п. л.)

https://gitis.net/almanac/archive/almanakh-2-2022/

  1. Запрещенный Вайнберг: Кантата «Петр Плаксин». Опыт первого прочтения.

Вестник Санкт-Петербургской консерватории: Opera Musicologica, 2021. Т. 13. № 4. С. 57 – 95. (2 п. л.)

https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.4.003

  1. Неизвестный Вайнберг: Кантата «Хиросимские пятистишия». Тембровая поэтика.

Альманах ГИТИСа: Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2021. № 3. С. 42 – 60. (1 п. л.)

https://gitis.net/almanac/archive/almanakh-3

  1. Николай Мясковский: «Да не смущается сердце твое…» Жизнь как высвобождающееся призвание.

Вестник ПСТГУ. Серия V: Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 79–114. (2 п. л.)

10.15382/sturV202142.79-114

  1. Секстет для арфы и духовых инструментов Бориса Чайковского: очерк стиля и тембровой поэтики.

Научный вестник Московской консерватории, 2020. № 3 (2). С. 126 – 147. (1,5 п. л.)

https://doi.org/10.26176/mosconsv.2020.42.3.006

  1. Борис Чайковский и Рудольф Баршай: Диалог мастеров.

Альманах ГИТИСа: Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2020. № 1. С. 56 – 73.

DOI: 10.35852/2588-0144-2020-1-56-73 (1 п. л.)

https://gitis.net/almanac/archive/almanakh-1-2020/

  1. Герман Галынин: «свеча, горящая с обоих концов». Камерно-оркестровая и ансамблевая музыка для струнных.

Вестник ПСТГУ. Серия V: Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 161–178. (1,6 п. л.)

10.15382/sturV202038.161-178

  1. Поэтика цвета и колорита в оркестре Бориса Чайковского.

ЮРМА, 2020. № 1. С. 71 – 78. (1 п. л.)

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-11009

  1. Борис Чайковский: Партита для виолончели и камерного ансамбля. Тембровая поэтика.

Альманах ГИТИСа: Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2020. № 2. С. 65 – 82.

DOI: 10.35852/2588-0144-2020-2-65-82 (1,3 п. л.)

https://gitis.net/almanac/archive/almanakh-2-2020/

  1. Эдуард Серов – интерпретатор Первой симфонии Бориса Чайковского: к проблеме стилевого аутентизма.

 Вестник Санкт-Петербургской консерватории: Opera Musicologica, 2020. Т. 12. № 4. С. 19 – 40. (1,3 п. л.)

https://www.conservatory.ru/sites/default/files/uploads/science/OM_12.4_19-40_Abdokov.pdf

  1. Борис Чайковский: Композиторская педагогика в контексте оркестровой поэтики.

Музыкальное искусство и образование, 2020. Т. 8. № 4. (1,5 п. л.)

http://musart-edu.ru/wp-content/uploads/2021/01/2020-4-42.pdf

  1. У истоков поэтики оркестра.

Вестник ПСТГУ. Серия V: Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 182–207. (2 п. л.)

10.15382/sturV201935.181-207

  1. Театральный оркестр Бориса Чайковского.

Альманах ГИТИСа: Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2019. № 2. С. 55 – 70.

DOI: 10.35852/2588-0144-2019-2-55-70 (1 п. л.)

https://gitis.net/almanac/archive/almanakh-2-2019/

  1. Метафоро-символическая онтология оркестра и симфоническая метафизика Бориса Чайковского.

Вестник ПСТГУ. Серия V: Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 138–152. (1, 1 п. л.)

10.15382/sturV201830.138-152

  1. Оркестровая поэтика Пятой симфонии Николая Пейко: этос, лексика, стиль.

Вестник ПСТГУ. Серия V: Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 159–174. (1,3 п. л.)

10.15382/sturV201831.159-174

  1. Борис Чайковский: Свобода и одиночество. – М.: «Музыкальный Журнал», 2020 (Вып. IX). – С. 64 – 67.
  2. Виссарион Шебалин: новые открытия. – М.: «Музыкальный Журнал», 2018 (Вып. V). – C. 28 – 31.
  3. Борис Чайковский: Отзвуки. – М.: «Музыкальный Журнал», 2015 (Вып. IX). – C. 10 – 13.

 

Дискография международной творческой мастерской Ю. Абдокова «Terra Musica»:

  1. Vissarion Shebalin / The Complete A Cappella Choral Cycles / First recordings / The Russkaya Conservatoria Chamber Capella / Nikolay Khondzinsky / - Toccata Classics, London / TOCC 0112. info@toccataclassics.com
  2. Boris Tchaikovsky/ Chamber Music and Song-Cycles / First recordings / Toccata Classics, London / TOCC 0046. info@toccataclassics.com
  3. Mieczyslav Weinberg / Complete Songs Volume 1 / First recordings / Toccata Classics, London / TOCC 0078. info@toccataclassics.com
  4. Dmitry Shostakovich /Songs for the Front / Frrangements of 27 songs by Beethoven, Bizet, Rimsky-Korsakov, Rossini / First recordings / Soloists of the Russkaya Conservatoria Chamber Capella / Nikolay Khondzinsky / - Toccata Classics, London / TOCC 0121. info@toccataclassics.com
  5. Mily Balakirev / Russian Folksong / / First recordings / Soloists of the Russkaya Conservatoria Chamber Capella. info@toccataclassics.com (Номинация «Грэмми).
  6. NIKOLAI PEYKO: COMPLETE PIANO MUSIC, VOLUME ONE. / First recordings /. Toccata Classics, London / TOCC 0401. info@toccataclassics.com
  7. NIKOLAI PEYKO: COMPLETE PIANO MUSIC, VOLUME TWO. / / First recordings /. Toccata Classics, London / TOCC 0105. info@toccataclassics.com
  8. Anatoly Lyadov / Complete Original Choral Works / Academy of Russian Music Chamber Choir Ivan Nikiforchin, conductor. / / First recordings /. Toccata Classics, London / TOCC 0614. info@toccataclassics.com («Диск года» – «Music Web International»; Международная Премия «Чистый звук»).
  9. Herman Galynin / Complete Works for Strings / / Academy of Russian Music Chamber Choir Ivan Nikiforchin, conductor. / / First recordings / Toccata Classics, London / TOCC 0514 («Диск года» – «Music Web International»; Международная Премия «Чистый звук).

И др.


Афиша

29
05/23

 
Концерт Русского народного хора в Киноклубе "Эльдар"


03
06/23

 
Концерт длиною в жизнь. К 100-летию Народного артиста РСФСР Александра Розума



 

Последние новости
23-мая-2023
Поздравляем Камерный мужской хор «СоГласие» МГИМ им. А.Г. Шнитке с успешным выступлением на XIV Всероссийском конкурсе «Поющее мужское братство»!
17-мая-2023
Поздравляем с присвоением ученой степени кандидата педагогических наук Бекетову Марину Александровну и ее научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
12-мая-2023
Председатель Синодального отдела по делам молодежи выступил с публичной лекцией перед студентами и преподавателями Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке
10-мая-2023
Студенты МГИМ им. А.Г. Шнитке на мастер-классе Андрея Устинова
02-мая-2023
«Вестник МГИМ имени А.Г. Шнитке» вошел в перечень рецензируемых научных изданий

 


 


© 2023, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
info@schnittke.ru

создание сайта 

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.