Ru Eng
|
МГИМ им. А.Г. Шнитке
/ ПРЕСС-ЦЕНТР
/ «По-настоящему высокое искусство – это некая миссия, проповедь». Встреча с композитором отцом Романом (Роман Галиев)
«По-настоящему высокое искусство – это некая миссия, проповедь». Встреча с композитором отцом Романом (Роман Галиев) 16 марта в институте прошла встреча с молодым композитором, выпускником МГИМ имени А.Г. Шнитке Романом Галиевым. После вступительного слова Валерия Васильевича Сариева, композитора и наставника Романа, в исполнении ансамбля «Благовест» (художественный руководитель Наталья Комарова) была представлена духовная музыка на текст псалмов. Также в записи прозвучали фрагменты Хоровой симфонии и III часть фортепианного квинтета. Роман Галиев рассказал о своей творческой судьбе, вдохновении и поделился своим видением профессии музыканта в самом широком смысле этого слова. Особенно запомнились такие цитаты, как: «Цель музыканта – найти свой собственный мир»; «Время определяет, оригинален ты или нет»; «По-настоящему высокое искусство – это некая миссия, проповедь». При этом в беседе о своих сочинениях Роман не стремился как-то возвысить себя. Его открытость и душевность не имели ничего общего с той претенциозностью, которую нередко позволяют себе композиторы на пути к признанию в наши дни. Прозвучавшая музыка, в свою очередь, была далека от разного рода современных композиторских техник вроде сонорики или алеаторики. В духовных сочинениях считывалось влияние традиций хоровых концертов Д.С. Бортнянского и М.С. Березовского. Безусловно, играло свою роль и то, что ее автор также имеет сан диакона. Отчасти по этой причине его интерпретации церковных текстов были такими аккуратными. Во втором псалме Р. Галиев выступил как солист, и зал наполнился звучным тенором. Любопытен тот факт, что Роман вошёл в состав союза композиторов России, ещё учась на факультете композиции. Он окончил его совсем недавно, в 2019 году, но его разносторонний талант уже вскоре дал о себе знать после первых авторских концертов. В фортепианном квинтете, завершившем музыкальную часть встречи, стали заметны иные грани художественного почерка Романа Галиева: обращёние к эпохе романтизма; своеобразная стилизация под русский элегический сентиментальный романс XIX века; и даже «почти цитата» из «Concerto Grosso № 1» Альфреда Шнитке, ясно давшая понять, что Роман умеет воплощать в своем творчестве и более свежие стилевые тенденции. Однако при этом он убежден, что «применение современных техник должно быть максимально оправдано», а в числе любимых и сильнее всего повлиявших на него композиторов называет Иоганна Себастьяна Баха. «Нужно идти по велению души, а не следовать «моде техник»», отмечает он. И с ним невозможно не согласиться, вспоминая то, насколько современная музыка зачастую недоступна для понимания большинством слушателей.
Студент МГИМ имени А.Г. Шнитке (кл. преподавателя Якименко Ю.В.)
Интервью – Здравствуйте, отец Роман! Мы очень рады видеть Вас в нашем институте. Хотели бы Вас поблагодарить за сегодняшнее выступление, мы получили большое удовольствие. Расскажите, что вдохновило связать свою жизнь с музыкой? – Тут всё очень просто. Я в шесть лет начал петь и вопросов больше не стояло (смеётся). Занимаюсь с самого детства. Когда был маленький, то пел сольно, потом в школе начал заниматься на баяне, параллельно ходил на вокал. И уже с шестого класса точно знал, что стану музыкантом. – А сочинять музыку Вы тоже начали ещё в школе? – Да, сначала просто импровизировал и пробовал создавать что-то свое. А когда я поступил в МГИМ им. А.Г. Шнитке мои сочинения, благодаря наставлениям Валерия Васильевича Сариева, стали более-менее профессиональными. – Скажите, какое произведение Вы можете назвать самым успешным и удачным? – Сложно сказать... Это все равно, что спросить: «Кого ты больше любишь из своих детей?», а я не знаю, кого больше люблю, всех люблю. Есть интересная история, связанная с фортепианным квинтетом, который сегодня прозвучал. Он был написан в 2017 году, в этот период занимался с Александром Владимировичем Чайковским. Когда показал ему это произведение, он послушал и сказал: «Оставь его на пару лет и только тогда посмотри, нужно ли в нём что-то менять». Эти слова стали пророческими. Прошло пару лет, нужно было подобрать репертуар к моему творческому концерту. И вдруг вспомнил про свой квинтет, понял, что его надо изменить, убрал из него две части и оставил один «мостик». Получилось удивительное сочинение. Так форма, которая удовлетворила меня, сложилась далеко не сразу, это все рождается в процессе творчества. У меня есть произведение «Притча Господняя», недавно его переслушал и понял, что над ним ещё надо поработать. – Скажите, насколько сильно повлияли педагоги, у которых Вы учились на формирование Вашего композиторского стиля? – Есть ремесло, а есть то «внутреннее» композитора, которое отличает его от других, и оно у всех очень разное, по-разному формируется, созревает и даёт плоды. И, безусловно, чем композитор старше и опытнее, тем больше у него появляется духовной мудрости, как у Валерия Васильевича Сариева, это связано не только с творчеством, а с самой жизнью. Я старался набираться такой мудрости. – Отец Роман, Вы посвящаете много времени учебе в семинарии и службе в храме. В чем источник Вашего вдохновения, где находите силы на сочинение музыки? – Это удивительный вопрос, который касается Веры и доверия. Когда человек по-настоящему пытается ответить на свои вопросы, и старается относиться непредвзято, по-настоящему хочет найти истину, то волей-неволей он сталкивается с осознанием, что есть что-то или кто-то промышляющий о мире, да и лично о тебе. И вот, когда начинаешь по этой лестнице восходить, появляется внутренняя духовная связь с Богом. Когда я учился [в МГИМ имени А.Г. Шнитке], то очень много занимался на инструменте, а приходя домой писал музыку. Также очень хорошо помню свое рукоположение. Когда человека рукополагают, 40 дней проходит сорокоуст. Каждый день служишь: утро-вечер, утро-вечер. Удивительный момент: утро-вечер служишь, днем дела, ложишься – ноги болят, голова болит, но утром встаешь свежим. Ты не понимаешь, откуда у тебя такой прилив сил. Когда энергии много – человеку нельзя простаивать. Отдых – это есть смена деятельности. Кроме работы в жизни есть еще очень важный этап – семья. И этим тоже надо дорожить. Но отдых должен быть обязательно. Если чувствую в себе энергию, то работаю до тех пор, пока окончательно не устану. Это не есть хорошо, но не всегда могу себя остановить. Что касается распорядка дня – стараюсь работать так, чтобы успеть сделать все возможное. Вечером не сажусь работать, потому что это время принадлежит моей семье. Стараюсь работать, когда все уже спят. Не хочу говорить о своей загруженности, потому что она каждый день разная. Стараюсь совмещать семью, службу и работу. Когда ты искренне отдаешь себя людям без остатка – это удивительно восполняется, появляются силы работать дальше. Я пишу музыку, потому что не могу ее не писать. Видеть глаза слушателей очень приятно. Особенно на концертах, когда понимаешь, что твоя музыка хотя бы одного человека на что-то вдохновит. В музыку вкладываешь по-настоящему честное чистое искреннее добро, искреннее состояние, поэтому Господь дает силы. Свойство Божье – творить из ничего. – Вы достаточно активно занимались концертной деятельностью ещё со студенческого времени. А сейчас Вам удается совмещать её с учебой в семинарии? – Учеба отнимает у меня много времени, надо готовиться к экзаменам. Сейчас концертная деятельность больше связана с духовной музыкой. В Москве сотрудничаю с вокальным коллективом, с ними мы будем записывать «Полный канон» и «Покаяние отверзи ме двери», это великопостные песнопения, и будет ещё ряд концертов. Также проводятся встречи как здесь сегодня, в апреле пригласили на проект «Композитор и дети». – В годы учебы в нашем институте Вашим основным инструментом был баян. Какие из Ваших произведений для баяна Вы бы посоветовали послушать? – У меня есть много произведений для баяна, например, Konzertstück для оркестра, для соло баяна – «Портрет», посвященный моему другу, есть даже студийная запись этого произведения, также есть произведение на испанские темы «Anda Jaleo». – Если бы Вам предложили поработать с крупными жанрами, с оперой, например, может быть есть какие-то предпочтения в режиссере... Возможно ли это? Как Вы относитесь к музыке в театре? – Свойство музыки, как я уже говорил, – есть миссия. По-настоящему, когда человек соприкасается с высоким искусством, у него внутри что-то начинает откликаться. Поэтому, когда речь идет о театре – это проповедь в определенных рамках. Духовная жизнь такова, что каждый находится на своей ступени. Для монаха сочинение музыки для театра – неприемлемо. Но лично я, сочиняя музыку, всегда ставлю перед собой духовные вопросы. Поэтому, если гипотетически это будет работа над оперой, то, безусловно, первым аспектом будет являться духовное начало, духовное содержание: внутренние искания, борьба, ответы на вопросы, которые приводят к какому-то логическому завершению и преображению. – Что Вы бы посоветовали молодым начинающим композиторам и музыкантам? – Быть честным и ни под кого не подстраиваться. В искусстве это очень важно, да и сам человек раскрывается только тогда, когда он находится в своей ауре. В творчестве – нужно быть честным, не бояться недопонимания и идти своей дорогой. Валерий Васильевич об этом тоже говорил. Всё что не естественно – не выдерживает проверку временем.
Студенты МГИМ имени А.Г. Шнитке (кл. преподавателей Якименко Ю.В., Параниной И.А.)
|
Афиша
Последние новости
|
© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.
Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке". |
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда (499) 194-83-89 institutshnitke@culture.mos.ru |