Мнение профессионального сообщества
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Концерт к 30-летию Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке




Главная / ПРЕСС-ЦЕНТР /
 
ПРЕСС-РЕЛИЗ

 

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ДРУГИХ НАУК

В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ

Международная научная конференция

при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований: 

  проект № 17–04–14080

 

день первый: 23.04.2017

Научное мероприятие открыл доктор искусствоведения, заместитель начальника управления гуманитарных и общественных наук Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) Николай Григорьевич Денисов. Он поздравил организаторов и участников конференции, отметив, что в настоящее время преимущественными направлениями для получения правительственных грантов являются филология, лингвистика, искусствоведение, однако особенное внимание, в условиях повышения конкуренции – 20 заявок на 1 грант уделяется межспециализационным проектам.

Доктор педагогических наук, доктор культурологи, профессор, и.о. ректора МГИМ имени А.Г. Шнитке, сопредседатель Организационного комитета конференции Анна Иосифовна Щербакова, поздравив всех участников этого грандиозного события, отметила современность идеи единства формирования научного и творческого пространства и, соответственно о значимости включения конференции во время поведения Фестиваля музыки. Она приветствовала гостей из разных стран,  подчеркнув, что все это грандиозное событие будет освещаться прессой. Впоследствии рецензия на конференцию была опубликована Национальным телеканалом «Просвещение».

Кандидат технических наук, доцент, и.о. первого проректора МГИМ имени А.Г. Шнитке, Альбина Ахатовна Бикбулатова поблагодарила РФФИ за поддержку нашего проекта.

Доктор искусствоведения, начальник отдела прикладной докторантуры и подготовки научных кадров в докторантуре, профессор кафедры социологии и философии культуры РГСУ, автор проекта конференции и председатель Организационного комитета Григорий Рафаэльевич Консон объявил благодарность всем устроителям и участникам конференции.

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

КОНСОН Г.Р. «О магистральных тенденциях подготовки исследовательских кадров современной России (в контексте сравнения с англосаксонской академической традицией)». В современном университетском пространстве идет поиск путей решения публикационных проблем российских исследователей, так как дела наши, мягко говоря, не блестящи. Так 344 научных журнала оказались на поверку «не очень научными». Причин здесь много: одна из них заключается в том, что и сами ученые и журналы недостаточно финансируются; другая — советских ученых не учили научному менеджменту. Так, в хорошем американском университете средняя ежемесячная профессорская ставка составляет 10-15 тысяч долларов. Но только в течение 9 месяцев. В остальные ученый занимается поиском грантодателем, т.е. «западный ученый должен стать министром собственных научных дел». Что касается сравнения алгоритма обретения статуса в России и за рубежом, то они существенным образом различаются, так как в нашей стране кандидатская и тем более, докторская диссертация, в отличие от принятой у зарубежных коллег практики, где диссертационные защиты являются во многом первой ступенью в развитии, как правило, молодого исследователя, становятся своеобразной итоговой чертой в научно-творческих поисках ученого, который впоследствии нередко бывает нацелен на монополизацию своей темы.

Об институте научного рецензирования. На Западе таковой характеризуется необычайной жесткостью и независимостью, как и сам конкурсный отбор на занятие вакантных университетских должностей. Предложение Г.Р. Консона заключается в создании в российской академической печати специализированных колонок, посвященных рецензированию оппонентских отзывов на диссертации, как и рецензий ведущих организаций, а также и на свободные дискуссии, что могло бы стать принципиально важным фактором общественного контроля.

Доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой политических институтов Санкт-Петербургского государственного университета, зам. главного редактора научного журнала «Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС» Ольга Валентиновна ПОПОВА. «Классический университет в эпоху новых информационных технологий».

Один из наболевших вопросов — может ли педагогу быть больше 40 лет. Конкурентно способны ли они? Ответ: «Да». Но при некоторых условиях: если он соответствует современным требованиям. Сейчас молодеет интитут кандидатов и докторов наук. В идеале университеты должны превратиться в творческие коллективы, которые будут готовить специалистов на перспективу. Нужно снова ввести практику индивидуальных курсов, которая, к сожалению, сейчас почти утеряна, а также новые технологии обучения, в том числе практику дистационного обучения. Теперешний тренд — онлайн-курсы. Сейчас для профессоров выработана практика так называемого 3.0, которая состоит:

  1. индивидуальные и традиционные курсы обучения;
  2.  обязательные научные исследования.

За этим стоит платежеспособность университета, а также весьма желательна, а иногда и необходима спонсорская помощь. Она выражается, в частности, в привлечении платежеспособных иностранных студентов, обучающихся на основе хозрасчета.

Результат может оказаться самым благополучным, таким способом можно открыть и вырастить необычайно одаренных выпускников.

При этом необходимо соблюдать основные базовые принципы. Среди них: 1) видеть перспективы студентов и педагогов; 2) развести преподавательскую и научную деятельность педагогов, особенно профессуры; 3) ввести внутреннее рецензирование работ. Важно отметить чрезвычайно значимую роль электронных библиотек, которые находятся всегда под рукой, и необходимость создания таких библиотек в самих вузах.

Доктор физ.-мат. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории № 5 «Квантовая физика и информация» Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН, основатель вольного сетевого общения «Диссернет» РОСТОВЦЕВ Андрей Африканович. «К вопросу о формировании института научной репутации (по материалам защит диссертационных исследований в академических публикациях гуманитарных и общественных наук)».

О плагиате. На Западе плагиатор, как правило, берет по 1 фразе из множественных источников, у нас — сразу помногу страниц из 1 источника. Образуются так называемые кластеры из работ ученика, учителя и к ним примыкающим лицам. Это, как правило, называют вежливо — «ростом научных школ». В результате: экономика «убита»; юриспруденция – судебная система страдает; медицина… (!) Количество «липовых» диссертаций — масса (в естественных науках — меньше). Люди, создающие «липовые диссертации»: преимущественно ректоры университетов, директора школ (21 процент), губернаторы (29 процентов), депутаты прошлого созыва (50 процентов).  Их называют «диссероделы».

Выход — создание сильного экспертного сообщества. Рост научных журналов обратно пропорционален качеству статей. Появились журналы-«хищники» (за публикацию берут много денег). В последнее время наблюдается положительная динамика:  много диссертационных советов «прикрыли», количество диссертаций сократилось в 2 раза. Из РИНЦ исключили более 300 журналов.

Кандидат филологических наук, лауреат Премии Москвы, ректор ГИТИС’а ЗАСЛАВСКИЙ Григорий Анатольевич. «Современное театральное образование в России и за рубежом: параллели  взаимодействия».

У нас (в ГИТИС’е – И.Н.) главные средства — бюджет и финансирование — направлены на результат. Я считаю, что у нас преподают лучше, чем на Западе. При этом переход на Болонскую систему разрушает многие хорошо наработанные вещи, что сказалось, в частности, на снижении роли театроведов (т.е. ученых). В результате перемен качество подготовки многих магистрантов оказывается значительно хуже уровня даже бакалавров. Следовало бы возобновить специалитет. А магистры могли бы быть менеджерами. И нужно объединение продюсеров и театроведов.

Кандидат технических наук президент Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ), директор Учебно-консультативного центра, Академия АНРИ / Некоммерческое партнерство «Национальный электронно-информационный консорциум» (НП НЭИКОН), авторизованный консультант-эксперт базы данных Scopus КИРИЛЛОВА Ольга Владимировна. «Об особенностях публикаций в области науки об искусстве в международных наукометрических базах данных Scopus и Web of Science».

Scopus возник в 2004 году. Сейчас существует 22 700 журналов. Научно-публикационный уровень некоторых неуклонно снижается, причиной чего является выстраивание малоприемлемых бизнес-моделей. Однако здесь имеет место постоянный мониторинг ситуации, позволяющий отсеивать так называемые хищнические или «мусорные» журналы. В вот в РИНЦе, существующем уже 5 лет, их много, и качество до недавнего времени фактически никем не контролировалось, пока не возник Диссернет. Возвращаясь к Scopus’у, отметим, что по гуманитарным наукам в базе сейчас ротируется примерно 5 миллионов статей с реферативной базой и обзором научных тем. Россия занимает 13 место в мире по гуманитарным наукам, а по музыке — 34-е место.

Сегодня возникла острая потребность в журналах междисциплинарного профиля.

Доктор искусствоведения, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой истории музыки, проректор по научной работе и связям с общественностью РАМ им. Гнесиных КИРНАРСКАЯ Дина Анатольевна. «Национальный менталитет в музыкальной педагогике: российско-европейский парадокс».

В России менталитет нацелен на коллектив, работающий на государство; на Западе государство нацелено на человека. И если все для государства, то из человека нужно «вынуть все», «все отжать» до последней капли. У нас все музыкальное образование для результата, у них — ради процесса и удовольствия.

В итоге возникает несовпадение методов: у нас — зажим, у них — свобода. У нас — профессионалы, у них, кроме того, много любителей. У нас колоссальная педагогозависимость. В итоге у нас классической музыкой интересуется 1 процент населения; у них — 5 процентов. То же самое происходит и в науке.

Кандидат филологических наук PhD (исследования России), профессор кафедры славистских исследований Кембриджского университета, зав. кафедрой политологии и международных отношений гуманитарного факультета РГСУ НИКООРЕЦ-ТКИГАВА Галина Юрьевна в соавторстве с доктором философских наук, профессором кафедры международных отношений РГСУ ОТЮЦКИМ Геннадием Павловичем. «Вызовы информационной цивилизации и гуманитарий XXI века».

Информационное общество ведет начало с 1961 года (появление компьютеров), возникают новые коммуникативные сети, цифровые технологии. В то же время появляются и новые угрозы, новы риски, вызовы, в т.ч. общественно-социальные угрозы (такие, например, как анигуманистическое шахидское движение). Что касается рассмотрения отмеченной проблематики с точки зрения культуры, увеличивается количество так называемых «людей кликающих» (на компьютере), то есть тех, кто не умеет читать и писать на своем родном языке.

Можно определить 3 главные задачи модернизации гуманитарного образования: комбинированная специальность (Оксфорд, Кембридж и др.) + бизнес + 2 иностранных языка. Например, антроплогия + социология + политология + языки. Особый акцент делается на математике.

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории музыки РАМ им. Гнесиных БЕРАК Ольга Леонидовна. «Болонский процесс и отечественная музыкальная педагогика: интеграция или деградация?».

Педагогика все время отстает от вызовов времени. Появляется человек-киборг, он встраивается в единую информационную сеть и ей же управляется. Тестовая система распространилась повсюду, поэтому красоту художественного решения никто не оценивает. Болонский процесс нацелен на формальный карьерный рост, а не на формирование творческого мышления, в основе которого лежал бы значительный объем знания. Т.е. не важна красота решения задачи, волнует прежде всего карьерный рост и рост зарплаты. Тестовая система, которая, в частности, входит в Болонский процесс обучения, во многом обеспечивает однозначные ответы на вопросы, не нуждающиеся в сложном мыслительном процессе при решении проблемы. При этом возможно перейти морально-этические нормы. Автором доклада также была затронута проблема подготовки научных кадров в магистратуре, куда часто идут люди после бакалавриата, т.е. фактические не получившие полного специального образования.

Доцент, советник при ректорате, и.о. декана лингвистического факультета РГСУ НЕВСКАЯ Марина Владимировна. «Филологическое образование в России и зарубежье: новейшие техники как фактор изменения основных трендов университетского обучения».

Приоритетным на Западе считается накапливание различных компетенций. Например, экономист, востоковед, педагог (Гарвард и т.д.). Включаются «подрывные инновации» (например, автомобиль вместо лошади или кареты). Растет образование, медицина и др.

Особо хотелось бы выделить генерацию речи через ее синтез с мелкой моторикой движений. Последняя даже лечит детей и взрослых (например, от речевых расстройств при инсульте). Человек при этом может научиться критически мыслить, быть толерантным, получить онлайн-образование.

Продукт этого метода — повышение культуры страны.

доктор искусствоведения, профессор Немировская Иза Абрамовна


Афиша

29
03/24

 
Оркестр Ансамбля песни и пляски Воздушно-космических сил России


01
04/24

 
Юношеский симфонический Шнитке-оркестр


02
04/24

 
РОБЕРТ РАХИМОВ (баян), Русский народный оркестр колледжа МГИМ им. А.Г.Шнитке


03
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


04
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ



 

Последние новости
28-марта-2024
28 апреля Музыкальный дом Альфреда Шнитке принимал гостей — студентов и преподавателей Строгановки
13-марта-2024
Театральный авангард на тему Шостаковича на сцене МГИМ им. А. Г. Шнитке
23-декабря-2023
21 декабря 2023 года в Детской музыкальной школе имени Ю.А. Шапорина, структурном подразделении ГБОУ ВО МГИМ им. А.Г.Шнитке, состоялось заседание Общего собрания Совета директоров образовательных организаций, подведомственных Департаменту культуры города Москвы
22-декабря-2023
Заключительный концерт Всероссийского фестиваля «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ – OPUS 34» 19.12.2023
14-декабря-2023
Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке объявляет о проведении учебно-творческого проекта «Концерт для виолончели с оркестром. Практический курс».

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.