Ru Eng
|
МГИМ им. А.Г. Шнитке
/ ПРЕСС-ЦЕНТР
/
ПО ИТОГАМ ПЕРВОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ИМЕНИ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ. НОМИНАЦИЯ «ФОРТЕПИАНО СОЛО» Интервью с Заслуженным деятелем искусств республики Башкортостан, лауреатом Международных конкурсов, кандидатом искусствоведения, профессором, членом жюри Первого международного конкурса музыкантов-исполнителей имени Альфреда Шнитке Рустамом Шайхутдиновым - Как вы оцениваете итоги конкурса в номинации «фортепиано соло»? - Председатель нашего жюри Ирина Федоровна Шнитке с самого начала задала очень высокую планку. Мне кажется, что участники, которые прошли в финал (я имею в виду прежде всего младшую группу, хотя это касается, конечно, и старшей) – это те, кто прошел безоговорочно. Можно было бы, учитывая, что перед нами молодые исполнители, пропустить и большее количество, но это были бы варианты уже спорные. А когда мы пропускаем тех, кто идет бесспорно в финал – это всегда то решение, которое и вызовет понимание публики, и профессиональная совесть жюри будет чиста. В итоге, в финале выступили те, кого было по-настоящему интересно послушать, ориентируясь и на то, что они показали в первом и втором турах, и ориентируясь на их программу в финальном туре. - А программу жюри тоже учитывает? - Это, конечно, не решающий фактор, но иногда программа уже говорит о серьезности намерений исполнителя. Естественно, как член жюри, когда я листал буклет, глядя на программы участников, я строил определенные прогнозы. И в большинстве случаев они подтверждались, потому что тот, кто играет крупные произведения, кто играет Импровизацию и фугу в первом туре, а в финале выставляет концерт Шнитке - человек «в материале»: он хорошо ориентируется и в современной фортепианной литературе, и в творчестве Шнитке в частности. Выступления участников старшей группы шли по нарастающей. Особенно порадовал нас исполнительский уровень третьего тура. Обе финалистки – Натэла Чохели и Салима Кенчешаова – прекрасно выступили в оркестром, показав себя опытными музыкантами. Отдельные слова благодарности хочется сказать оркестру и дирижеру Игорю Юрьевичу Громову, которые поддержали солистов и сыграли значительную роль в успехе финала. Особым событием конкурса стало исполнение Фортепианного концерта А.Г. Шнитке лауреатом первой премии Натэлой Чохели. Как призналась председатель жюри Ирина Федоровна Шнитке, ей пришлось слышать очень много интерпретаций этого концерта, но среди всех них она особенно выделяет то прочтение солиста и оркестра, которое было представлено в финале этого конкурса.
- А что Вы можете сказать о младшей категории, как оцениваете их уровень в целом? И, если можно, несколько слов о тех, кто прошел в финал в младшей возрастной категории. Они очень разные… Но уровень, безусловно, очень высокий. Афанасий Ражников проявил себя неординарным музыкантом, что в очень большой степени обусловлено не только высокой одаренностью, но и спецификой его композиторского мышления (в программу своего выступления он включил собственную сонату). Он показал себя разноплановым исполнителем, хотя и не во всех частях своего выступления был равно убедителен. Алёна Осминкина продемонстрировала хорошую академическую базу, ее пианизм свободен и убедителен. Ее безусловная удача – этюд Лигети. Программа Никиты Панова четко разделилась на две части. В меньшей степени убедителен был Шостакович (особенно фуга), что касается Скрябина и Балакирева – то это удачный выбор, проявивший его яркий артистизм. В финале младшая группа в целом выступила также достойно. Вместе с тем, наверное, по причине недостатка опыта выступления с оркестром, лично для меня их выступление в сольном туре было интереснее, разнообразнее и завершеннее.
- Насколько значимо было разделение на две категории в оценивании участников? - Разделение весьма условно. Младшая группа была заявлена от 14 до 19, но 14-летних не было. Все наши участники довольно близки по возрасту, и грань здесь весьма условная. Знаете, как говорят в нашей среде, если человек до 16 лет не заиграл, то уже потом 17 ему или 21 - это уже не имеет особого значения. В младшей группе были очень зрелые выступления. Хотелось бы поблагодарить педагогов, чей вклад в успех конкурсантов несомненен. Они проделали огромную работу при подготовке к конкурсу. От всей души поздравляем педагогов лауреатов профессора Казанской консерватории имени Жиганова Эльфию Вафовну Бурнашеву, профессора РАМ имени Гнесиных Юрия Александровича Розума, профессора МГИМ имени А.Г. Шнитке Александра Викторовича Моздыкова, преподавателя Училища имени Гнесиных Михаила Петровича Трушечкина. - Вы не принимали во внимание уровень образования (среднее, высшее)? - Нет. На это мы не смотрели. Мы судим только по художественному впечатлению. - По наблюдениям над выступлениями участников видно, что драматическая стилистика побеждает. Как бы ни называлось произведение, будь оно классическое или современное, но оно трактовано в романтическом аспекте. Или это естественно для пианиста, потому что пианизм как высшее явление сформировался в эпоху романтизма? - Особенно в том сегменте, который касается русской фортепианной школы. Это наши традиции. Все наши великие пианисты, 95 процентов – это пианисты-романтики. - Получается, что участники, которые представляют более разнообразную в стилевом отношении программу, как например Афанасий Ражников, у которого в первом туре было и барокко, и романтизм, и современные произведения, ставят себя в заведомо невыигрышную ситуацию? Ведь им надо соревноваться, а в соревновании побеждает тот, кто продемонстрирует свои сильные стороны? - Здесь многосоставная смесь. Безусловно, когда ты ставишь себе задачу продемонстрировать разные стили, то задача усложняется. С другой стороны, в жюри сидят люди опытные, которые это оценят: ценны не только результаты, но и сами намерения, а за намерения Афанасия можно только похвалить. - Еще один вопрос относительно репертуара. Почему побоялись, допустим, препарировать второй рояль и сыграть что-нибудь авангардное? - Очень много интересных идей возникает прямо по ходу конкурса. И с председателем жюри Ириной Федоровной, и с другими коллегами мы уже думаем, как это разворачивать, потому что для меня, по большому счету, ценность этого конкурса именно в том, что мы его начали. Пока это еще проба. Но поскольку мы начали, то будем продолжать. После первого конкурса нужно будет всем подумать хорошенько над корректировкой требований, возрастных рамок, репертуарной политики. Ирина Федоровна предложила назвать этот конкурс «конкурсом фортепианной музыки ХХ века», то есть и де юре и де факто сделать акцент на современном репертуаре.
Интервью провели: М.А. Егорова, доцент КФИТКИ, кандидат искусствоведения Е. М. Шабшаевич, профессор КФИТКИ, доктор искусствоведения |
Афиша
Последние новости
|
© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.
Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке". |
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда (499) 194-83-89 institutshnitke@culture.mos.ru |