Ru Eng
|
МГИМ им. А.Г. Шнитке
/ ПРЕСС-ЦЕНТР
/
ИНТЕРВЬЮ С ЛАУРЕАТАМИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ, СТУДЕНТАМИ МГИМ ИМЕНИ А.Г.ШНИТКЕ, АРТИСТАМИ КАМЕРНОГО ШНИТКЕ-ОРКЕСТРА ВАРВАРОЙ ТИТОВОЙ И АНДРЕЕМ ШКИРКО 12.04.2018 Очень ярко и знаменательно прошёл концерт, открывший фестиваль в музыкальном доме Альфреда Шнитке «На пересечении прошлого и будущего» 2018, в год столетия со дня основания Московского Государственного Института Музыки имени А. Шнитке. Как подчеркнул художественный руководитель и арт-директор фестиваля, заслуженный артист РФ, профессор Игорь Юрьевич Громов в своей вступительной речи, программа концертов фестиваля состоит преимущественно из музыкальных номеров, подготовленных студентами МГИМ имени А. Г. Шнитке. Именно поэтому мы решили взять интервью у артистов струнного квартета, открывших своим замечательным выступлением концертную программу фестиваля. - Сегодня вы открывали фестиваль «На пересечении прошлого и будущего» струнным квартетом №4 А. Г. Шнитке, довольно непростым для исполнения камерным сочинением. Какие впечатления у вас остались от выступления? - Открывать фестиваль «На пересечении прошлого и будущего» - огромная честь для каждого из нас, так как студентам довольно редко удаётся выступать на столь серьёзных фестивалях, к тому же открывать их камерной музыкой таких уникальных композиторов, как Альфред Шнитке. Честно говоря, до самого концерта мы не совсем объективно осознавали, насколько серьёзна и значительна та работа, которую мы проделали, готовясь к выступлению, и уже после него мы поняли, что стали частью истории, связанной с творчеством великого композитора XX столетия, которое сегодня всецело отражено в деятельности МГИМ имени А. Г. Шнитке. - Сложно ли было работать над квартетом? - Да, было очень сложно, так как четвёртый квартет, написанный в 1989 году, является последним в творческом наследии композитора, поэтому отличается сложностью внутренних семантических структур и гармонического языка. В нём можно выделить несколько важных особенностей, которые мы открыли для себя в процессе изучения квартета в аспекте позднего стиля письма в творчестве Альфреда Шнитке. Это, в первую очередь, использование серийной техники в синтезе с тональностью, оригинальное применение полиритмии. В этом отношении было сложнее всего ориентироваться в тексте, слушая партии других инструментов, поэтому в процессе репетиций мы не только играли произведение, но и слушали различные записи. Очень многие моменты приходилось прорабатывать детально и достаточно долго. Для достижения лучшей синхронности исполнения, заключающейся, на наш взгляд, во вслушивании в паузы, места, проходящие на «piano» «pianissimo», а также в мелодические и ритмические соединения, логично проходящие в партиях каждого из инструментов, мы постоянно собирались на репетиции, максимально практично используя наше свободное от занятий время. Следует подчеркнуть, что квартеты Альфреда Шнитке, и четвёртый в особенности, обладают индивидуализацией, проявляющейся в единовременном использовании различных штрихов в партиях солистов, а также в расширении элементов письма, которые композитор активно использовал в музыке для камерных ансамблей (семантика, ретроспекция, образная обобщённость). Благодаря этому мы открыли для себя много нового в технических и музыкальных средствах исполнения как музыки Альфреда Шнитке в целом, так и музыки композиторов XX-XXI веков. - Как вы относитесь к творчеству Альфреда Шнитке? - Это один из наших любимых композиторов. Многие говорят, что использование серийных техник, полистилистики, немного отталкивает слушателей, поскольку не содержит привычных человеческому уху благозвучных гармонических соединений и опорных точек тональности, но мы думаем, что это крайне поверхностный взгляд на творчество композитора. Безусловно, у него есть свой стиль письма, и он не так прост, как может показаться на первый взгляд. Мы играем произведения Альфреда Шнитке уже несколько лет, постоянно исследуем его творчество, открываем для себя огромное количество новых знаний, в том числе, по теории музыки, поэтому смело можем утверждать, что его творчество очень многогранно, содержит как глубочайшие по смысловому содержанию духовные произведения, так и красочную музыку к кинофильмам. Именно поэтому мы хотим посоветовать и музыкантам, и людям других профессий по всему миру больше интересоваться музыкой композитора, изучать его сочинения, чтобы слух и сознание могли объективно воспринимать и осознавать всю глубину технических и стилевых смыслов, заложенных композитором в столь разнообразной и прекрасной музыке. - Что бы вы пожелали ребятам, которые продолжат концертную программу фестиваля? - Мы желаем уверенности в своих силах, искренности в процессе исполнения и самое главное – безмерного вдохновения! - Спасибо вам большое за столь увлекательное интервью! Беседу вела студентка МГИМ имени А.Г. Шнитке Ксения Терентьева |
Афиша
Последние новости
|
© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.
Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке". |
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда (499) 194-83-89 institutshnitke@culture.mos.ru |