Ru Eng
|
МГИМ им. А.Г. Шнитке
/ ПРЕСС-ЦЕНТР
/ ИЗ РОССИИ В ИТАЛИЮ
ИЗ РОССИИ В ИТАЛИЮ 28.10.2019 Участники творческой поездки в Верону вернулись вдохновлёнными и с большим энтузиазмом поделились своими впечатлениями:
Интервью с преподавателем кафедры струнно-смычкового искусства Иониной Евдокией Владимировной – Евдокия Владимировна, неделю назад в Большом зале МГИМ им. А. Г. Шнитке прошла Открытая генеральная репетиция симфонического оркестра с программой концерта в Вероне. До сих пор в памяти полный зал, ощущение поддержки слушателей. А как встретила Вас Верона? – В Вероне также был полный зал, нас встречали очень тепло, хорошо и внимательно слушали, кричали «Браво!». Была очень приятная атмосфера, зал красивый, акустика замечательная. – А какая была публика? Это были любители или профессионалы? – Я думаю, что публика была достаточно профессиональной, и любители были. – Скажите, пожалуйста, повлияла ли атмосфера античного римского амфитеатра на исполнение? – Конечно, более того, нам посчастливилось выступить на всемирно известной концертной площадке, являющейся историческим памятником Всемирного наследия. – Как долго продолжалась подготовка программы концерта в Вероне? – Меня подключили к работе в сентябре, насколько я знаю, оркестр начал подготовку еще раньше, были обыграны Фантазия для симфонического оркестра «Ночь на Лысой горе» М. П. Мусоргского, сюита из балета «Болт» Д. Д. Шостаковича, практически за месяц оркестр подготовил Увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского, отрепетировал произведения с новыми солистами, можно сказать, что работа шла ударными темпами и, тем более, радует её результат. – Удалось ли познакомиться с Вероной? – Да, конечно. Мы посмотрели достопримечательности, побывали в Старом городе, кто-то успел посетить Милан, Венецию. – Значительную часть программы, представленной в Вероне, составляли шедевры отечественной музыки XIX-XX вв. Как воспринимали программу слушатели? На какие произведения была самая яркая реакция? – Самая яркая реакция была на исполнение Аллой Курдюмовой «Вариаций на тему рококо» П. И. Чайковского, и, вообще, первое отделение очень ярко воспринималось, слушатели откликнулись на «Ромео и Джульетту». Италия есть Италия, а итальянцы – благодарные слушатели, которые считают проявлением вежливости кричать всегда «Браво!», даже если им не очень нравится, многократное «Браво!» говорит о том, что им действительно нравится. Нам кричали «Браво!» неоднократно. – Поделитесь, пожалуйста, личными впечатлениями о концертном выступлении! – Могу сказать, что самое прекрасное выступление – это исполнение «Вариаций на тему рококо» Аллой Курдюмовой. Это было потрясающее выступление, она сыграла как настоящий музыкант, профессионал, несмотря на бессонную ночь, она – молодец! Получила больше всех «браво», «брависсимо». Во втором отделении Нина Таран замечательно исполнила Большое адажио из балета «Раймонда» Глазунова, отобразив эту музыку, выполнив художественные задачи. Но «гвоздь программы» – это Алла! Она сыграла, повторюсь, замечательно, и я хочу ее с этим поздравить! – Благодарим Вас за интервью и желаем не менее ярких выступлений и благодарных слушателей!
Интервью с преподавателем кафедры струнно-смычкового искусства Петрушенко Виктором Алексеевичем – Виктор Алексеевич, поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями от триумфального концерта Симфонического оркестра МГИМ им. Шнитке в Вероне? – Я уже давно играю в Московском камерном Шнитке-оркестре, и в симфоническом. На мой взгляд, выступление в Филармоническом театре Вероны (Teatro Filarmonico Di Verona) – это вершина, к которой мы пришли, потому что уровень постоянно повышается, причем не только уровень исполнения, но и залов. Лет пять назад оркестр института не выезжал дальше ДК в Сокольниках. Концерт в Вероне показал, что есть куда расти. Для меня этот концерт останется в памяти одним из лучших. Сошлось много факторов: исторический зал, полный слушателей, нам дали прекрасные инструменты, лично я играл на контрабасе 1883 года, потом, видимо, концертмейстер контрабасов итальянской филармонии подошел ко мне и пожал руку. – Как Вам игралось в уникальном историческом зале? – Игралось легко, бывают залы глухие, звонкие. В зале Филармонического театра Вероны сбалансированная акустика, всех было прекрасно слышно, очень удобная сцена, она немного под наклоном, например, задние ряды духовиков находятся выше, гармонично звучал оркестр. – Оркестр исполнял очень сложную программу, составленную из произведений отечественных композиторов XIX-XX вв. На Ваш взгляд, какие произведения вызвали особенную реакцию публики? – На мой взгляд, это – «Рококо» Чайковского в исполнении Аллы Курдюмовой. Первым исполняли произведение «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского. Думаю, сначала нас воспринимали несколько настороженно. Но после исполнения Аллой «Рококо» публика словно растаяла и поняла, что перед ней сидит не студенческий оркестр, а оркестр профессионалов, ведь соло исполнял не приглашенный артист, а человек из оркестра. Это тоже показатель высокого исполнительского уровня. И еще отмечу момент: у нас была русская программа, а потом, когда мы начали исполнять увертюру к опере Верди «Сила судьбы», как только прозвучали первые аккорды, по залу пошел шорох. Веронцы оценили, что исполняют их музыку. – Была ли разница в восприятии программы нашей аудиторией во время Открытой генеральной репетиции и веронцами? – Да, поначалу веронцы вели себя тихо, как бы вслушиваясь. Если бы к ним приехала Берлинская филармония, на выход дирижера была бы уже взрывная овация. У нас эта овация появилась позднее, «от дела», а не от наших заслуг. Шаг за шагом нам приходилось завоевывать аудиторию. С каждым произведением все больше и больше. Это был уникальный опыт. На следующий день наши фотографии и статья о нас в разделе «Культура» появились в газете «L’Arena» – центральной итальянской газете. Мы скупали эти газеты в газетных киосках и показывали всем, туристам, веронцам, что это – мы. Так мы оказались в эпицентре культурной жизни Вероны. – Как проходила работа над программой? – Работа проходила упорно, фактически мы репетировали месяц после концерта 27 сентября. Что-то было заготовлено, например, «Ночь на Лысой горе», «Вариации на тему рококо» мы играли с другим солистом, Увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» мы поднимали за месяц. Причем это сложное произведение идеально исполнить не удается даже «топовым» оркестрам. Оно очень сложное, тем более для студенческого оркестра. Это высокая профессиональная планка. И я считаю, что мы достойно сыграли это произведение. За месяц интенсивных репетиций нам удалось сделать такую программу! – Виктор Алексеевич, благодарим Вас за интервью, в котором много свежих впечатлений. Желаем огромных творческих успехов оркестру и Вам лично!
Интервью с солистами симфонического оркестра МГИМ имени А. Г. Шнитке Ниной Таран (скрипка, класс профессора Д. Калашковой) и Аллой Курдюмовой (виолончель, класс Заслуженного артиста РФ, профессора Л. Евграфова)
– Какие впечатления остались от выступления на сцене Филармонического театра Вероны? Нина: Для меня было огромной честью выступать на исторической сцене Вероны. Особенно перехватывало дыхание от осознания того, что именно тебе представилась такая уникальная возможность стать частью музыкальной жизни Италии, в связи, с чем хотелось бы сказать огромное спасибо ректору МГИМ имени А. Г. Шнитке Анне Иосифовне Щербаковой и дирижеру симфонического оркестра Игорю Юрьевичу Громову. Особая благодарность моему педагогу – Дагмаре Ояровне Калашковой. Алла: Впечатления от концерта остались замечательные. Я испытала огромное удовольствие, выступая в таком красивейшем зале, заполненного в тот вечер до отказа публикой. Это потрясающее ощущение. – Как Вас приняла зарубежная публика? Нина: Наше выступление приняли очень тепло. Итальянцы довольно эмоциональные и темпераментные люди: они общительны, открыты, дружелюбны и свою благодарность, и восхищение тоже выражают очень ярко! Поэтому тонуть в овациях зала – самый настоящий подарок для каждого артиста. Алла: Публика приняла нас с восторгом. Чувствовалась большая отдача от зала во время выступления, слушатели были заинтересованы в том, что происходит на сцене, кричали «Браво!». После концерта за кулисами подходили местные музыканты, интересовались и благодарили за выступление. Говорили о том, что к ним часто приезжают иностранные музыканты, но такой уровень исполнения бывает далеко не всегда. – Существует ли для Вас разница, для какой публики выступать, «нашей» или зарубежной? Нина: К каждому выступлению я отношусь с большой ответственностью и абсолютно неважно перед кем играю. Но осознание того, что у итальянцев классическая музыка буквально «течет в крови» добавляет какой-то совершенно особенный трепет. Алла: По моим ощущениям, в Европе публика всегда больше настроена на саму музыку, музыканта и то, что происходит на сцене, без каких-либо оценочных суждений. У нас, к сожалению, это не всегда так, поэтому бывает сложно войти в нужное состояние, когда ты думаешь исключительно о музыке и почти не волнуешься. Но я с удовольствием играю везде и для всех. –Что для Вас значит выступление на сцене и какое значение этот концерт имел лично для Вас? Нина: Это был колоссальный опыт. От выступления я получила огромный заряд энергии, для меня этот концерт является осознанием того, что я нахожусь на верном пути. Алла: Выступление для меня, как погружение в другую реальность. В этот раз я считаю, что концерт получился, и публика реагировала соответствующим образом. Это имело большое значение для меня, так как не у всех есть возможность выступить на зарубежной сцене соло с оркестром, за что хотелось бы выразить большую благодарность ректору института Анне Иосифовне Щербаковой и дирижеру нашего оркестра Игорю Юрьевичу Громову, благодаря которым все это стало возможным. Ведь далеко не у каждого коллектива есть такая возможность, скорее даже, мало у кого, и мы это очень ценим! – Испытывали ли Вы волнение, выходя на сцену, или Вы всегда уверены в том, что делаете? Нина: Как бы я не была уверена, волнение на сцене все равно присутствует, потому что я чувствую ответственность и желание донести публике своим выступлением то, что порой нельзя выразить словами. Алла: Волнение… у меня есть уже устоявшееся ощущение того, что чем больше зал и ответственней концерт, тем меньше я волнуюсь перед выступлением. Я надеюсь, что, выступая на этой сцене, у меня получилась Музыка – чистая и настоящая. Мне хочется верить, что это был один из таких концертов. –Хотелось бы задать и более отвлеченный, «земной» вопрос: успели ли Вы в таком плотном концертном графике посмотреть достопримечательности Вероны? Какое осталось у Вас впечатление от города? Нина: Мы многое успели посмотреть за день и прекрасно провели время в этом небольшом, уютном и красивом городе – Вероне. Алла: У нас был целый свободный день, который мы посвятили прогулке по Вероне. И благодаря, экскурсоводу, которая, кстати сказать, была русской, достаточно долго прожившей в Италии, мы увидели многие достопримечательности, в том числе и нетуристические места, поэтому ей хотелось бы выразить отдельную благодарность. С погодой, к сожалению, не повезло, но это не помешало нам насладиться атмосферой города. Верона очень красивый город, с множеством уютных улочек, поэтому если повезет побывать здесь еще раз, я с радостью воспользуюсь этой возможностью. Интервью с начальником управления по концертной и воспитательной работе МГИМ имени А.Г. Шнитке, канд. пед наук Решетниковым Дмитрием Викторовичем — Каковы Ваши впечатления и студентов института от города любви Вероны – родины Ромео и Джульетты? Студенты выступали в первый же день, после прилёта, поэтому перед концертом не было возможности посмотреть город. На следующий день у ребят было много времени, чтобы погулять по Вероне, и они получили очень много положительных впечатлений. – На какой концертной площадке в Вероне выступил симфонический оркестр института и с чем связан был выбор места? Оркестр выступил в Филармоническом театре Вероны. Выбор обусловлен тем, что это одна из самых крупных и известных концертных площадок Вероны. Также театр славен историческими событиями, которые его окружают. Особое значение имеет то, что в одном из его залов однажды выступал сам В.А. Моцарт. И это большая честь для нашего института и оркестра - быть приглашенными выступить именно в этом месте. – Публика в Вероне, насколько она отличается от московской публики? Мне кажется, московская публика воспринимает концертное событие как нечто обыденное, а публика Вероны, несмотря на ежедневные концерты, встретила нас с большим восхищением. На концерты в Италии принято ходить всей семьей, в этом ощущается преемственность музыкальных вкусов. В целом веронская публика очень благосклонная и заинтересованная в музыкальных событиях. – В программе есть произведения, которые редко исполняются, насколько там готовы к открытию чего-то нового? Так как я слушал из зала, мне было видно, как восторженно публика воспринимала каждое произведение громкими аплодисментами и овациями. Программа концерта всем очень понравилась – и слушателям, и исполнителям. Как нам сказали, в Вероне и во всей Италии принято делать только одно отделение симфонической музыки. У нас же было два отделения, и публика восприняла это очень хорошо, благодаря хорошо выстроенной программе. – Итальянская публика очень требовательная, европейский слушатель приходит, как правило, либо на программу, либо на конкретных исполнителей. Чем удалось покорить веронскую публику? Я думаю, они также оценивали не только музыку, но и высочайшее качество исполнения. Я считаю, в этом играет роль и национальная связь: в Италии достаточно много русских, и во многом они пришли именно потому, что мы приехали из Москвы. – Насколько успешно была организована поездка? Какова её роль в профессиональном и воспитательном процессе? Организация выезда симфонического оркестра на гастроли была достаточно сложной, но я считаю, что наш институт успешно справился с этим. Огромная благодарность к руководству за всецелую поддержку, благодаря которой поездка была согласована и состоялась в достаточно короткие сроки. Хочу отдельно отметить наших студентов, которые очень достойно проявили себя не только как исполнители, и оставили после себя очень хорошее впечатление у итальянцев. Это оказалось важно не только для их профессионального роста, но и в воспитательном плане: студенты учатся коммуницировать, что поможет им в будущем. В Италии больше улыбчивых людей, и, я думаю, к этому стоит стремиться. Всем понравилась эта поездка, надеюсь, что у нас ещё будет возможность выезжать на гастроли в Италию.
Из беседы с участниками симфонического оркестра МГИМ им. А.Г. Шнитке
Артём Лачинов (труба, класс Заслуженного работника культуры РФ, профессора, кандидата искусствоведения А.Паутова) Александр Асеев (кларнет, класс Народного артиста РФ, профессора Н. Мозговенко) - Поделитесь своими эмоциями, впечатлениями от концерта. Артём: для нас большая честь выступать на такой знаменитой сцене Филармонического театра Вероны, мы готовились к этому концерту очень тщательно. Концерт прошел блестяще, публика приняла нас очень радушно. Александр: лично для меня — это самый ответственный и, наверное, эмоционально сложный концерт. До этого за границей мне не приходилось выступать в оркестре и играть ответственные партии. Это бесценный опыт, особенно, когда ты выступаешь в одном из старейших и престижнейших залов Европы. - Вы много концертируете, есть ли разница между «нашей» публикой и западной? Артём: да, разница есть. Публика воспринимает музыку по-другому, она более отзывчивая и серьезнее относится к классической музыке. Но когда ты выступаешь, ты не думаешь об этом, я с удовольствием играю для всех. Александр: разница ощутима. Мы почувствовали это как только вышли на сцену: закончились аплодисменты и наступила ГРОБОВАЯ тишина! Никогда ещё не слышал такой тишины на концертах: ни переговоров, ни звуков мобильных телефонов, ни кашля, ни малейшего шороха. Вначале было даже страшно, даже не столько страшно, а, скорее, у всех возросло чувство ответственности за свою партию. Ближе ко второму отделению мы уже попривыкли, играть стало легче. Несмотря на эти трудности, мы справились, и концерт прошёл на высочайшем уровне. Итальянская публика очень тепло нас приняла, о нашем выступлении даже написали в центральном издании. - В концерте Вы исполняли произведения как русских, так и зарубежных композиторов, а какое из них Вам ближе? Артём: увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Петра Ильича Чайковского. Это прекрасное произведение. Александр: из того, что мы играли лично мне ближе всего Мусоргский. Это один из моих любимых композиторов. На концерте мы исполняли его "Ночь на Лысой горе". - Вы в первый раз были в Вероне? Какие у Вас впечатления от города и успели ли посмотреть достопримечательности? Артём: да, мы были в Вероне впервые. У нас был свободный день, поэтому мы успели много посмотреть: Главную площадь, Кафедральный собор, Арену ди Верона, в которой каждый год проходят оперные фестивали, и конечно мы сходили к балкону Джульетты, дому Ромео. Верона показалась нам очень уютным и неспешным городом. Александр: сказать, что Италия понравилась – не сказать ничего. И, даже проведя здесь всего пару дней, ты получаешь огромное удовольствие от всего, что с ней связано: от прекрасных сельских пейзажей и городских видов, когда ты идёшь, и от увиденного хочется сразу сказать сотни слов восхищения, но не можешь, так как от такой красоты захватывает дух, до гостеприимных и приветливых итальянцев и их музыкального, во всех смыслах, языка.
Из беседы с Марией Мироновой (виолончель, класс Заслуженного артиста РФ, доцента С. Словачевского) – Расскажите о концерте, состоявшемся в Вероне. – Мы получили разнообразный опыт. Самая большая сложность заключалась в том, что перелет и концерт проходили в один день, и нужно было каким-то образом сэкономить силы для концерта. Было довольно тяжело. Но все компенсировалось радушием публики. Когда Алла Курдюмова сыграла «Вариации на тему рококо», ее вызывали на сцену четырежды. Я считаю, что мы сыграли достойно, и нас не отпускали довольно долго. На следующий день появилась статья в газете о нас, о нашем оркестре, нам сказали много добрых слов. – Какие впечатления произвела на Вас архитектура концертного зала? – Зал роскошный, просто роскошный (!), начиная от позолоченного фойе. И по красоте, и по акустическим свойствам впечатлил. Он огромный, но при этом все так звучит, что не надо напрягать и «передавливать». По балансу все довольно удобно, внутри своей группы слышишь себя, соседа, первый пульт и внутри группы можешь спокойно все строить. Получается чисто.
Из беседы с Анастасией Арсентьевой (арфа, класс Заслуженной артистки, профессора А Левиной) – Какое из произведений на Ваш взгляд стало изюминкой концерта? – В исполнении оркестра прозвучали два произведения: фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского и увертюра «Силы судьбы» Дж. Верди. Самым ярким номером всего концерта, на мой взгляд, стали сольные выступления Аллы Курдюмовой и Нины Таран – их восприняли с особым восторгом и вниманием. После выступления Аллы в первом отделении публика была покорена, после чего все осознали, что теперь можно расслабиться и наслаждаться музыкой. Как я заметила, итальянцы больше расположены именно к солистам, что совсем неудивительно исходя из истории их культуры. – Понравилось ли Вам играть для европейской публики? – Играть, конечно, понравилось, публика была не менее благодарной, чем наша. После концерта к музыкантам обращались зрители со словами благодарности и восхищения. – Мне известно, что в один из дней пребывания в Вероне Вам удалось прогуляться по городу. Какую из достопримечательностей вы посетили первой? Что на Ваш взгляд является символом этого города? – Да, у нас была небольшая экскурсия по Вероне и самой первой увиденной нами достопримечательностью, был замок Кастельвеккио, но меня также впечатлила церковь святой Анастасии. Символом города, на мой взгляд, является Арена ди Верона, где проходит множество крупных мероприятий, и конечно, нельзя не упомянуть дом Джульетты. После поездки осталась масса приятных впечатлений, от Вероны мы остались в восторге!
Из беседы с Илиясом Абдрашевым (ударные, класс ст.преподавателя А. Багирова) – Какие у Вас остались впечатления от концерта? – Впечатления остались позитивные, поездка определенно меня вдохновила и по реакции публики было понятно, что концерт прошёл с огромным успехом! – Какое произведение на Ваш взгляд стало изюминкой всего концерта? – Для меня – это, несомненно, «Рококо» в исполнении Аллы Курдюмовой, – Как к Вашему выступлению отнеслась публика? Понравилось ли Вам играть на сцене Филармонического театра Вероны? – Как мне кажется, мы с публикой были на одной волне, она очень тепло нас встретила, и мы в свою очередь с удовольствием играли для нее – получился очень гармоничный союз. Из беседы с Ольгой Мусиной (скрипка, класс профессора Д. Калашковой) – Расскажи, пожалуйста, о своих первых впечатлениях о городе? Что запомнилось больше всего? – Город поражает красотой архитектурных сооружений, потому, что с какого ракурса Вы бы не посмотрели на этот небольшой, уютный город – он оставляет неизгладимое впечатление. Особенно, поражает вид со смотровой площадки, запомнился также замок Петра с видом на реку Адидже, где вдалеке сквозь туман виднелся мост. – Как проходили ваши генеральные репетиции? Твои впечатления после концерта? – Генеральная репетиция прошла очень организованно. Играть на такой красивейшей сцене одно удовольствие, акустика в этом зале замечательная. После завершения концерта осталось приятное чувство удовлетворения, свершилось то, к чему весь коллектив долгое время готовился. – Отличается ли восприятие музыки зарубежной публики? – Зарубежная аудитория очень общительная и доброжелательная, а самое главное – эмоциональная. После концерта было приятно слышать теплые слова благодарности от публики, которые хоть и звучали на итальянском языке, но все равно были понятны на каком-то невербальном уровне.
Материал подготовлен профессорско-преподавательским составом и студентами кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г. Шнитке: Алябьевой А.Г., Петенёвой Е.С., Ушаковой Н.В., Хаменок В.И., Якименко Юлией, Параниной Ириной, Ледовских Еленой, Голошумовой Евгенией. |
Афиша
Последние новости
|
© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.
Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке". |
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда (499) 194-83-89 institutshnitke@culture.mos.ru |