Ru Eng
|
МГИМ им. А.Г. Шнитке
/ Новости
/
«Если человек выбирает профессию музыканта, он выбирает её всем сердцем»
МОСКВА, 4 Марта 2016, 21:50 — REGNUM В 1946 году, ровно 70 лет назад, Альфред Шнитке начал своё становление как композитор, он с матерью переехал в Вену к отцу, где началось его первое музыкальное образование.
В наши дни Альфреда Шнитке знают во всём мире как великого советского композитора, музыковеда и педагога. Он сочинял музыку более 50 лет, до самой смерти в 1998 году. Корреспондент ИА REGNUM побеседовала с исполняющей обязанности ректора Московского государственного института музыки, имени Шнитке, доктором культурологии Анной Щербаковой. Иллюстрация: Пресс-служба МГИМ им. А. Г. Шнитке — Анна Иосифовна, добрый день. Расскажите об институте. В 2018 году ему исполняется 100 лет, это серьёзная дата. Каким Вы видите его сегодня? Чем гордится вуз, чего ему не хватает? — Московский государственный институт Альфреда Шнитке имеет богатую историю. На протяжении всех этих лет вуз прошёл сложный путь и претерпел множество изменений. Он был в статусе колледжа, училища имени Октябрьской революции, в 1993 году стал высшим учебным заведением, а в 1999-м ему было присвоено имя великого композитора Альфреда Гарриевича Шнитке. Достаточно долгий период вуз развивался динамично. Последнее время, к сожалению, о нём стали слышать меньше, хотя институт, на мой взгляд, обладает огромным потенциалом. В первую очередь мы гордимся творческими коллективами — симфоническим, камерным оркестром, оркестром народных инструментов, оркестром «Виват, аккордеон!», духовым, хоровыми коллективами, и, конечно, талантливыми солистами-музыкантами. Выпускники МГИМ имени Шнитке работают в самых статусных коллективах нашей страны. — Кто сегодня приходит учиться музыке? Как бы Вы описали портрет студента института Шнитке? — Вы знаете, на днях у нас в вузе был концерт, посвящённый приходу весны. Выступал наш камерный оркестр под руководством Игоря Юрьевича Громова. На что в первую очередь обращаешь внимание, когда видишь этих ребят, так это на их удивительно красивые, одухотворённые лица. В них отражается и интеллект, и эмоции, и увлеченность избранной профессией.
— А можно ли стать талантливым музыкантом, исполнителем, композитором? Или им нужно родиться? — Вы знаете, это извечная проблема. Талант, то, что дано от Бога, — это для музыканта основа. Но для того чтобы реализовать талант, должен быть приложен огромный труд, потому что один талант, к сожалению, в нашей профессии — это только возможность вступления на долгий и порой весьма тернистый путь к Олимпу. Труд играет колоссальную роль. Сочетание таланта и трудолюбия — это та обязательная составляющая, которая необходима каждому музыканту. — Кем становятся студенты МГИМ имени Шнитке после окончания вуза? — У нас довольно большой спектр профессий. В первую очередь это, конечно, исполнительство — сольное, ансамблевое. Их профессиональный уровень позволяет выйти на самые лучшие сцены мира. Кроме того, у студентов есть возможность вести педагогическую работу, есть немало студентов, которым эта деятельность ближе. Для них существует множество курсов по методикам преподавания, аспирантура по педагогике искусства. Сегодня можно успешно совмещать исполнительство и педагогическую деятельность. Кроме того, очень важный и актуальный аспект работы современного вуза — это проблема управления. Для решения этой проблемы существуют дополнительные программы, позволяющие освоить специфику менеджерской деятельности. — Если формулировать критерии хорошего музыкального образования, что бы Вы выделили в первую очередь? — Хорошее музыкальное образование в первую очередь должно базироваться на мощном теоретическом фундаменте, оно должно быть продуманно, логично, должно давать высокие результаты. Причём результаты должны быть видны уже на промежуточных этапах обучения. Очень важно, чтобы музыкальное образование как система делало человека культурным вне зависимости от той профессии, которую он изберёт, мы не должны ставить целью исключительно подготовку профессионалов. Необходимо воспитывать не только музыкантов, но и слушателей — любителей, знатоков и ценителей музыки. И эта задача столь же значима, сколько и осуществление профессиональной подготовки. Хорошее музыкальное образование — это постоянно развивающаяся система, обеспечивающая формирование эстетического вкуса и позволяющая отличить подлинные художественные ценности от вульгарных подделок.
— Формирует ли наше образование эстетический вкус? Отвечает ли оно критериям хорошего? Расскажите о системе музыкального образования в России. — В России музыкальное образование сложилось как система, как единая модель, с чётко определёнными стандартами обучения и критериями, чего, кстати, нет на Западе. Наша модель не фрагментарна, поэтому и результат высокий. На Западе больше вариативности, в этом, несомненно, есть свои плюсы, но из-за отсутствия четких музыкальных стандартов у них часто возникают проблемы именно в области профессионального образования. — В чём Вы видите основную проблему музыкального образования в России? — Мне кажется, что сейчас нужно говорить о проблеме востребованности художественной культуры как таковой. Любой человек, а тем более творческий, хочет быть востребованным, хочет, чтобы его слушали и слышали в окружающем мире, он ищет выход своей энергии. Поэтому сейчас самое главное, чтобы молодые таланты поддерживались обществом и государством, чтобы сохранялось понимание того, что без культуры, без культуроцентризма не может быть здорового государства. Если мы посмотрим на историю, философию, теорию искусства, опыт нам подскажет, что без культуроцентризма не может полноценно существовать ни одна общественная система. Внешняя среда должна диктовать необходимость наличия высокого уровня культуры в обществе. И эта проблема решаема совместными усилиями специалистов культуры и государственных деятелей. — Получается, сегодня в России музыканты не востребованы в своей профессии? — Нет, они востребованы, востребованы и в музыкальной, и в педагогической работе, но нам хотелось бы видеть еще больший интерес со стороны публики. Чтобы публика, приходящая на концерты, была грамотной, воспринимающей, понимающей, сопереживающей. Нельзя сказать, что сегодня концертные залы пустуют: и театр, и концерты посещает большое количество людей. Тем не менее необходимо постоянно помнить о том, что сопереживающую и понимающую публику надо формировать, что нет предела культурному росту, нет предела духовному обогащению общества. — Какие механизмы формирования грамотной публики видите Вы? — Думаю, в первую очередь это должно быть просветительство. В России мощнейшие традиции просветительства. Можно организовывать доступные концерты, абонементы, выездные концерты, на разных площадках, фестивали, огромное количество разнообразных творческих проектов, позволяющих реализовывать идею просвещения и эстетического воспитания наших современников.
— Анна Иосифовна, как исполняющая обязанности ректора в институте Шнитке, планируете ли Вы проводить преобразования, реформы? Или решили оставить всё как есть? — Любая система должна находиться в развитии, если она не будет развиваться, она погибнет. Время диктует необходимость развития. Наш институт находится в сложной конкурентной борьбе, мы не единственный музыкальный вуз. В России есть очень мощные музыкальные учебные заведения: Российская академия музыки имени Гнесиных, Московская консерватория имени Чайковского, которые готовят великолепных музыкантов. Есть очень хорошие региональные учебные заведения. И мы должны раскрывать все свои возможности, чтобы всегда оставаться на высоком уровне. А для этого необходимо постоянно двигаться вперед: добиваться новых высот, приобретать мощных партнёров, которые помогут нам выйти на международный уровень и получить особый статус.
— Какие ближайшие цели Вы поставили перед собой на новом посту? И какие будете ставить перед коллегами? — В первую очередь — сохранить великие традиции, которые были заложены в вузе. Когда учебное заведение имеет столетнюю историю, у него сформированы особые, уникальные традиции. Мы должны полностью сохранить профессорско-преподавательский состав. У нас есть достойнейшие педагоги-мастера, очень много выдающихся имён. И, конечно, к ним идут студенты, к ним поступают, им доверяют. Я поясню: студенты, как правило, поступают к конкретному педагогу-мастеру, потому что для музыканта учитель — это самое важное, что только есть. И порой даже не называют вуз, в котором человек учился, а называют фамилию мастера.
Интервью с и.о. ректора Московского института музыки имени Альфреда Шнитке Анной Щербаковой
Подробности: http://regnum.ru/news/cultura/2091971.html По материалам сайта ИА REGNUM. |
Афиша
Последние новости
|
© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.
Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке". |
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда (499) 194-83-89 institutshnitke@culture.mos.ru |