Сергей Васильевич Рахманинов. Концерты для фортепиано с оркестром. К 150-летию со дня рождения композитора
01-апреля-2022
29 марта в Концертном зале РАМ им. Гнесиных Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке и Российская академия музыки им. Гнесиных открыли совместный творческий проект, посвященный 150-летию С.В. Рахманинова «Сергей Васильевич Рахманинов. Концерты для фортепиано с оркестром». Художественным руководителем проекта выступил народный артист России, профессор Владимир Павлович Овчинников. В концерте приняли участие: народные артисты России Владимир Овчинников и Юрий Розум, Симфонический оркестр МГИМ им. А.Г. Шнитке под руководством заслуженного артиста России, профессора Игоря Громова, а также студентки класса профессора В.П. Овчинникова лауреаты Всероссийских и международных конкурсов Мария Прошина и Анастасия Махамендрикова.
Программа 29 марта наметила важнейшие вехи в рахманиновском творческом пути. Его начало – это два ранних произведения, созданных в 1891 году – «Юношеская» симфония и Первый фортепианный концерт.
Продолжая в своей симфонии традиции Чайковского, юный композитор определяет для себя пути развития жанра, направляя их в русло поэмности, с целостной одночастной композицией с «программным» подтекстом основных образов, уже охватывающих широкий спектр – от инфернально-зловещих до задушевно-лирических.
Фа-диез минорный фортепианный концерт становится центральным произведением раннего периода. Он развивает подчеркнуто эмоциональную, возвышенно-приподнятую стилистику романтических концертов Шопена, Листа, Грига, Рубинштейна, Чайковского, на этой основе создавая свой художественный мир, в котором сочетается мужественная героика, драматический пафос и лирическая мечтательность, погружение в светлое созерцательное состояние. Сам композитор отметил значимость своего концерта: он обозначил его первым опусом, а позже - в 1917 году - возвратился к его тексту для создания новой редакции, которая и прозвучала в концерте.
Второй фортепианный концерт c-moll ор.18 – является яркой кульминацией не только в творчестве Рахманинова, но и в развитии жанра в целом. Он словно открывает эпоху ХХ столетия, насыщенную великими трагическими событиями и грандиозными свершениями. Развивая контрастную образную антитезу, оформившуюся в Первом концерте, композитор раздвигает ее смысловое пространство до эпического уровня обобщения в процессе последовательного, по-бетховенски целеустремленного, развития.
В результате в программе концерта выстроилось своеобразное crescendo – от эскизной одночастной симфонии через уже сложившийся и в полной мере демонстрирующий черты раннего стиля Первый концерт к эпохальному Второму концерту. В его воплощении приняли участие признанные Мастера и студенты. При этом художественный диалог старшего и молодого поколения развернулся внутри концертных циклов. Так, основополагающую первую часть фа-диез минорного концерта представил Владимир Павлович Овчинников. Его интерпретация сочетала в себе ясную целеустремленность развития и свободу выражения: мощные нарастания, яркие кульминации сменялись проникновенными лирическими высказываниями, формируя единое смысловое поле. Мария Порошина играла дополняющие Andante и Allegro vivace, более «открытые», фрагментарные в своем драматургическом решении части, с акцентом на иррационально-интуитивной стороне содержания.
Наоборот, во Втором концерте первое Moderato, уже глубоко пережитое не только профессиональными музыкантами, но и широкой публикой, прозвучало в исполнении Анастасии Махамендриковой, тогда как сложное в образно-эмоциональном плане, предполагающее значительный духовный опыт, мистически-созерцательное Adagio sostenuto и насыщенный мощными энергетическими выплесками, подготавливающий генеральную кульминацию всего цикла финал представил Юрий Александрович Розум. В таком рассредоточении можно увидеть непосредственное, выражение преемственности поколений, органичное прорастание новых «побегов» из мощной основы отечественного пианизма.
Столь разные исполнительские интерпретации были объединены оркестровой линией подчеркнуто волевого характера, с крупным драматургическим штрихом, что заставляло вспомнить собственные рахманиновские решения. Игорь Юрьевич Громов особое внимание уделил созданию в исполняемых произведениях целостной формы, выстраивая рельефные динамические волны, выявляя в партитуре длительные мелодические контрапункты.
Публика горячо встретила музыкантов и высоко оценила их выступления. Предваряя концерт, руководитель проекта В. П. Овчинников и ректор МГИМ им. А. Г. Шнитке А. И. Щербакова говорили о насущной необходимости живого творческого общения. 29 марта это общение, безусловно, состоялось, и хотелось бы надеяться, что никакие трудности не помешают будущим встречам.
Следующий концерт проекта состоится 14 апреля в Концертном зале РАМ им. Гнесиных.
Доцент, кандидат искусствоведения Егорова М. А.
|