Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

Символизм, мистицизм, космизм: лекции в доме-музее А.Н. Скрябина

11-марта-2022


В тихом уголке знаменитой московской улицы находится мемориальный музей А.Н. Скрябина. Именно здесь студенты МГИМ имени А.Г. Шнитке имели прекрасную возможность весь февральбыть слушателями цикла лекций в мемориальном доме-музее А.Н. Скрябина, приуроченных к 150-летию со дня рождения композитора. В программу были включены: выставка «Вселенная Скрябина» и сопутствующая ей юбилейная программа «150 лет/Скрябин/150 дней», передвижная выставка «Скрябин/150» и международная научная конференция «Творческое наследие А.Н. Скрябина в контексте художественной культуры XX–XXI веков».

Видеосюжет:
студентка 1 курса колледжа МГИМ имени А.Г. Шнитке
Куприянова Анна
(кл. преподавателя Якименко Ю.В.)

 

Цикл состоял из пяти лекций о творчестве Скрябина, которые проводил Иван Глебович Соколов – известный российский пианист, композитор, автор лекций о музыке, член Союза композиторов России, преподаватель Московской консерватории имени П.И. Чайковского и РАМ имени Гнесиных. Он известен не только большим количеством собственных сочинений, но и циклами лекций: «От Баха до наших дней», «О современной музыке», которые можно увидеть на YouTube. Невозможно оторваться от экрана и перестать слушать… Но «вживую» – еще интереснее!

 

«Композиторский облик»

Лекция произвела большое впечатление на всех присутствующих. Хотелось бы отметить эрудицию лектора, который с легкостью вспоминал различные даты, имена и источники из самых разных областей науки и культуры, рассказывал множество интересных историй, в том числе услышанных им из первых уст, о детстве и быте композитора, его творческих замыслах, беседах с известными музыкантами. Рассказ о творчестве Скрябина органично переплетался с повествованием о сочинениях других композиторов, оказавших на него влияние, и сопровождался исполнением этих многочисленных произведений. Его лекция, подкрепленная авторским исполнением, производила особое впечатление. И напоследок хотелось бы отметить харизму лектора, который неоднократно заставлял зал смеяться. Общение с ним стало очень приятным и запоминающимся событием.

Студентка 2 курса колледжа МГИМ имени А.Г. Шнитке
Тарасенко Полина

 

«Раннее фортепианное творчество»

Полтора часа, проведенные в зале дома-музея, пролетели на одном дыхании. Это было увлекательное и захватывающее путешествие в мир удивительной музыки Александра Николаевича Скрябина. Все способствовало погружению в атмосферу той эпохи: старинная обстановка с подлинными инструментами, часами и портретами, выставка фотографий, расположившаяся на стенах этого же зала, посвященная детям Скрябина. До начала лекции можно было посмотреть архивные фотографии, музыкальные наброски, тетради со стихами Юлиана Скрябина сына композитора. В начале лекции Иван Глебович обратился к личности Юлиана, рассказал о его творческом даровании. Рассказ захватил внимание слушателей с первых минут, после чего прозвучали стихи Юлиана Скрябина.

«…И сделались брызги звездой
От сияния солнца луча,
Журчанием тихим ручья,
Сверкающая произошла
Комета и в небо ушла»

 

Вместе с Иваном Глебовичем мы погрузились в жизнь и творчество композитора, смотрели его глазами на движение времени, общество той эпохи, восхищались магией чисел, звуков и цветов, читали проникновенные до мурашек стихи юного Юлиана.

Больше всего поразило, что И. Соколов не репетировал свои выступления. «Это экспромт», – говорил сам лектор. А эмоциональная подача материала была дополнена ценными воспоминаниями, полученными от бабушки Ивана Глебовича: ей посчастливилось побывать на концерте Скрябина. Личность Александра Николаевича раскрывалась через памятные рассказы его друзей, соседей, места, где он бывал, через связь с творчеством других композиторов. Яркое исполнение Иваном Глебовичем музыкальных иллюстраций с подробным разбором оказало большое значение в понимании жизненного пути и творческого портрета композитора. Искренняя, живая речь, светлая и расцвеченная добрыми шутками всегда приковывает внимание.

 

Студентки 2 курса колледжа МГИМ имени А.Г. Шнитке
Ядрышникова Анастасия, Суховская Анастасия

 

«Замысел мистерии»

Первое, что хочется отметить, вспоминая о минувшем событии – совершенно особенную атмосферу, в которую погрузил на эти полтора часа Иван Соколов. Слушатели познакомились с двумя знаменитыми скрябинскими поэмами op. 32, четырьмя прелюдиями op. 32 и тремя этюдами op. 42. Рассказ был столь ярким, эмоциональным и точным во всех своих мельчайших деталях, что он едва укладывается в понятие лекции в его повседневном значении. Саму речь Ивана Глебовича хочется слушать бесконечно: он использует разнообразные метафоры, обращается к любопытным историям из своей практики, приправленными остроумными шутками, он выразителен, открыт, нескрываемо субъективен в подаче материала, и такая откровенность не может не располагать к себе. Чувствуется богатый лекторский, композиторский и исполнительский опыт.

В своем повествовании И. Соколов не просто последовательно описывает сочинения. Он очень удачно вписывает их во временной контекст; проводит параллели с композиторами прошлого, с современниками, с «наследниками» (даже с Джоном Кейджем), с художниками (например, вспоминает К. Малевича с его «Черным квадратом») и особенно поэтами – его экспрессивная декламация стихов Хлебникова, Северянина, Пастернака заслуживает особого внимания.

Приводя в пример занимательные случаи из биографии Скрябина, лектор делится интересными идеями собственной трактовки сочинений композитора, а сама музыка препарируется во всех возможных аспектах: чтец время от времени заостряет внимание на любопытной гармонии, композиторском приеме, сравнивает мелодию с каким-то ее прообразом, говорит об особенностях формы сочинения. При этом сами «музыкальные иллюстрации» показаны безукоризненно. Роскошный рояль немецкой фирмы Seiler в исполнении Соколова звучит во всей палитре своих тончайших динамических нюансов. Экстатическое скрябинское forte достигается пианистом будто бы почти без усилий. Его прочтение двух поэм op. 32 настолько убедительно, что хочется лишь скорее вернуться в этот гипнотизирующий музыкальный поток.

Мистицизм, которым традиционно окутана фигура Скрябина, также проявляет себя здесь в полной мере. То, как Соколов связывает легендарную книгу «Роза мира» Даниила Андреева с этюдами op. 42, безусловно, производит впечатление. Убедительно выглядит и теория о магии чисел в произведениях композитора, в частности, в поэмах 32 опуса. Становится совершенно ясно, что Скрябин – композитор по своему духу космический. Его феномен так и останется до конца неразгаданным, тема эта попросту неисчерпаема.

Студент 3 курса колледжа МГИМ имени А.Г. Шнитке
Грицай Павел

 

«Поздний период»

26 февраля состоялась одна из заключительных лекций цикла. Сложно назвать эти замечательные встречи лекцией, скорее это была интерактивная беседа, где нашлось место шуткам и захватывающим историям, некоторые из которых даже невозможно отыскать на просторах интернета. Не зря Иван Глебович известен как поистине удивительный рассказчик. В своей необыкновенной манере и оригинальной подаче он увлекает даже самого далекого от мира музыки человека.

Лекция началась с разговора о значимости золотого сечения в произведениях Скрябина. Поистине удивительно, как такая далёкая на первый взгляд от искусства геометрическая теория нашла свое отражение в музыке. Лектор привел в пример три пьесы из опуса 45, рассказав о своей трактовке этих произведений и о некоторых фактах биографии композитора в период их создания.

Любопытно, что в лекции неоднократно упоминался интересный факт, связанный с творчеством композитора: Скрябин первым использовал ассоциации музыки с цветом и предложил понятие - «светомузыка», где до мажор – это красный, ре мажор – желтый, соль мажор – оранжевый, ля мажор – зелёный и т.д. Особое место среди цветов, по мнению Соколова, занимает Es (ми бемоль мажор), который означает цвет персикового цветка – смесь красного и синего… Иван Глебович в интересной и доступной форме рассказал о нововведении композитора, поделившись своими потрясающими гипотезами. Например, знали ли вы об обратной стороне радуги? Неоднократно проводились параллели и с творчеством другим композиторов, известных художников, поэтов. Говорил И. Соколов и о знаменитом «Прометеевском» аккорде, который впоследствии стал основой скрябинских произведений.

Повествование о творчестве Скрябина раскрыло, казалось бы, знакомого уже всем композитора с совершенно другой стороны, во многом благодаря уникальному взгляду самого автора лекций. Рассказывая о пьесах из опуса 52, он говорил о космосе, полетах на другие планеты. Познакомил с очень нестандартным скрябинским этюдом, состоящим лишь из одного аккорда.

Для многих творчество Скрябина может показаться необычным и иногда даже странным. Но именно его нестандартное мышление и смелые решения делают Скрябина тем, кто он есть – гениальным композитором. Одним из ключевых моментов лекции стал совет, данный будущим музыковедам по поводу такой гениальности: «Нельзя ругать гениев. Ведь недостатки – это продолжение достоинств, а достоинства – продолжение недостатков, они слиты в один клубок». Каждый из нас видит этот мир совершенно по-разному, каждый по-своему гениален. Такие лекции как раз и могут  проливать свет на все те скрытые в творчестве смыслы и подтексты, непонятные широкой аудитории.

Хочется сказать отдельное спасибо лектору и команде музея за такую бесценную возможность прикоснуться и познакомиться с творчеством великого композитора А.Н. Скрябина. Эти полтора часа, несомненно, оставили самые незабываемые впечатления и дали новую пищу для размышлений всем слушателям.

Студентки 1 курса колледжа МГИМ имени А.Г. Шнитке
Николаева Тамара, Куприянова Анна

класс преподавателя Якименко Ю.В.

Фото Московские школы искусств



назад


Афиша

20
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


22
04/24

 
День виолончелиста в МГИМ им.А.Г.Шнитке


26
04/24

 
КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. Шнитке



 

Последние новости
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
04-апреля-2024
«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»
03-апреля-2024
31 марта 2024 года кафедра фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке совместно с Центром профессионального мастерства по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» ДОПСКИ при Департаменте культуры города Москвы провели IV Всероссийский конкурс-фестиваль "Piano ad libitum" для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.