Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

6 сентября в Концертном зале МГИМ имени А.Г. Шнитке состоялось открытие концертного сезона 2021-2022

14-сентября-2021


В концерте «Вечер камерной музыки» прозвучали сочинения Сезара Франка (к 200-летию со дня рождения композитора) и сонаты В. А. Моцарта. Музыка Франка в прекрасном исполнении профессора, Заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан, зав. кафедрой фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке Рустама Раджаповича Шайхутдинова (фортепиано) и профессора, Заслуженной артистка Республики Татарстан, зав. кафедрой струнно-смычкового искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке Елены Ильиничны Рольбиной (скрипка) стала открытием этого вечера. Зрителям посчастливилось услышать произведения незаурядного французского композитора, которые исполняются достаточно редко. Вдохновенная игра, тончайшая нюансировка, страстное исполнение и необыкновенная энергетика дуэта произвели неизгладимое впечатление на всех присутствовавших в зале. Такой тонкий и изысканный диалог двух исполнителей нашел свое продолжение и в интервью.

– Спасибо большое за такой прекрасный концерт! Что подтолкнуло Вас к выбору сочинений В. А. Моцарта и С. Франка для Вечера камерной музыки?

Рустам Раджапович Шайхутдинов: На наш взгляд, для исполнителя всегда интересна возможность более глубокого погружения в музыку того или иного композитора. Безусловно, бывают пленяющие душу концерты, смысл которых в определённой «калейдоскопичности» программы (один автор сменяет другого, происходят их сопоставления), но бывают и такие, где происходит более длительное осмысление… Поэтому мы решили, что в концерте будет два крупных блока – одно отделение посвящено музыке Моцарта, другое – музыке Франка. С другой стороны, выбор отчасти был определён внешними обстоятельствами, в частности намечающимися совместными проектами с коллегами РАМ им. Гнесиных, в числе которых обозначено исполнение сочинений Моцарта. Программа нашего концерта была определена не сразу – я предлагал исключительно мажорные сонаты для первого отделения, но Елена Ильинична настояла именно на ми минорной сонате, чему я очень благодарен. В результате сложилась довольно широкая палитра эмоционально-образного мира Моцарта, в которой две сонаты олицетворяли собой два противоположных полюса. Соната B-dur – пышная, парадная (у этого сочинения довольно оригинальная история создания), и Соната e-moll – очень личная, даже трагичная, с глубоким внутренним содержанием.
Говоря о Сонате A-dur С. Франка, стоит отметить, пожалуй, что любой пианист и скрипач влюблён в эту музыку, ведь она прекрасна во всех смыслах. Для нашего первого совместного выступления с Еленой Ильиничной она оказалась точкой осмысления, «озвучивания» музыкальных предложений в длительном процессе выстраивания ансамбля. Для создания полноценного отделения с сочинениями Франка, мы решили добавить миниатюры – «Andantinoquietoso» и «Меланхолию». Удивительно, но эти сочинения исполняются довольно редко, поэтому было приятно представить их широкой публике.

– В чем, на Ваш взгляд, особенность работы в камерном ансамбле над сонатами В. Моцарта и сочинениями С. Франка?

– Ансамблевые задачи универсальны для музыки обоих композиторов, но столь разные стили, безусловно, отмечены спецификой исполнительских моментов. У Моцарта это, прежде всего, широко трактуемая точность – в качестве звучания, подразумевающем подробное произнесение мотивов, штриховое, артикуляционное, интонационное единство, в мелизматике, наличие театральности в образных решениях и т.д. Особая трудность в исполнении сочинений Франка – выстраивание формы. В подобных глобальных, многочастных сочинениях это довольно непросто, так как есть не только общая «повествовательность», но и определённая функция каждой части в музыкальном «рассказе». 

– Какие открытия Вы для себя совершили, работая над этими сочинениями?

– Работать над такой великой музыкой – это всегда открытие, оно происходит в каждом такте. Большим удовольствие стало совместное музицирование с Еленой Ильиничной Рольбиной. Безусловно, сольный репертуар – очень важная часть нашего творчества, но с годами появляется всё большее желание исполнять сочинения для ансамбля, с коллегами (и в форме дуэтов, и трио). Обмен интонациями, мыслями, энергетикой так ценен…

– Какое исполнение сонаты A-dur для скрипки и фортепиано С. Франка Вам наиболее близко?

– Не так давно я исполнял её вместе с профессором кафедры камерного ансамбля и квартета РАМ им. Гнесиных, моим замечательным коллегой, Евгением Михайловичем Логиновым. Во многих смыслах это была другая интерпретация. Ведь любой ансамбль – это определённый компромисс, и мы в данном случае пытались его достичь: в том числе, например, первая часть звучала в гораздо более подвижном темпе, чем я представлял. Именно так слышал её Евгений Михайлович, и я принял его позицию, хотя у нас возник горячий спор. Я сторонник гораздо более медленного темпа с возможностью неспешного, очень выразительного пения скрипки.
Готовясь к концерту, мы с Еленой Ильиничной также переслушали и обсудили множество записей. Не вдаваясь в подробности многих замечательных интерпретаций, скажу, что для меня наиболее гармоничной и близкой по звучанию является запись Ж. Тибо и Корто.

***
– Спасибо большое за такой прекрасный концерт! Что подтолкнуло Вас к выбору сочинений В. А. Моцарта и С. Франка для Вечера камерной музыки?

Елена Ильинична Рольбина: Близится юбилейный для Франка Сезара 2022 год и нам хотелось сделать концерт, посвященный творчеству этого замечательного композитора. Но, к сожалению, Франк написал не так много произведений для скрипки и фортепиано. Нам удалось найти еще две очень редко исполняемые пьесы, о существовании которых мы не знали. Тем не менее, этого было недостаточно, чтобы сделать полноценный концерт и встал вопрос, музыку каких композиторов можно еще включить в программу. Нам хотелось, чтобы прозвучали сочинения разных стилей, которые бы сочетались с музыкой Франка. Стоял сложный выбор между романтикой и классикой, мы склонялись больше к классике и музыке В. Моцарта и Л. ван Бетховена. В итоге включили в концерт сонаты Моцарта, которые в стилистическом аспекте, на наш взгляд, лучше сочетаются с музыкой С. Франка.

– В чем, на Ваш взгляд, особенность работы в камерном ансамбле над сонатами В. Моцарта и сочинениями С. Франка?

– Специфика работы, конечно, отличается. Любой музыкант скажет, что Моцарта вообще играть непросто. Важно было достичь в ансамбле единого ощущения времени и темпа, ритмической выверенности, точности, добиться изысканной нюансировки деталей. То есть с одной стороны при исполнении музыки Моцарта существуют достаточно строгие рамки, но с другой, несмотря на это, хотелось донести восторг и феерию его музыки, постоянно меняющиеся характеры, декорации. Что касается сонаты Франка… в чем-то было проще из-за большей исполнительской свободы, но организовать эту свободу в едином для двоих исполнителей чувстве времени было сложно. У партнёров должна быть схожая образная палитра.

– Какие открытия Вы для себя совершили, работая над этими сочинениями?

– Пожалуй, главным открытием стало знакомство с пьесами С. Франка, написанных в оригинале для скрипки и фортепиано. Они настолько редко исполняются, что мы не знали об их существовании до подготовки к концерту, а записи найти практически невозможно. Но, к счастью, открыли их для себя. Эта музыка заслуживает того, чтобы быть исполняемой и исполняемой часто. И конечно, особая благодарность Рустаму Раджаповичу за его замечательную идею этого концерта и радость совместного творчества.

– Какое исполнение сонаты A-dur для скрипки и фортепиано С. Франка Вам наиболее близко?

– Вы знаете, это трудный вопрос. Так много великолепных дуэтов играют эту сонату, играют здорово, очень интересно, очень по-разному. И я не могу выбрать какого-то одного исполнителя, который бы 100% соответствовал моему «слышанию» этой сонаты. Какие-то фрагменты мне нравятся у одного исполнителя, какие-то у другого. Я склоняюсь больше к старым мастерам, может быть это не оригинально, но для меня это исполнение Ж. Тибо и Д. Ойстраха.

– Если бы Вы беседовали с людьми, которые не связаны с музыкой, как могли бы образно описать сочинения В. А. Моцарта и С. Франка?

– Вопрос только в какую сторону пойти… попытаюсь провести ассоциации с природой. Для меня сонаты Моцарта – это чистейший горный ручей, водопад в швейцарских Альпах, тогда как соната Франка это глубокое темное море. Музыка Моцарта  - это всегда фейерверк, восторг и радость жизни, а в сонате Франка, мне кажется, очень много трепетной нежности, глубокой страсти, светлой печали. И все-таки финал, конечно, жизнеутверждающий, дающий большую надежду.

Спасибо Вам большое за замечательный концерт и очень интересное интервью!

 

 



назад


Афиша

20
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
Концерт хоровой музыки


22
04/24

 
День виолончелиста в МГИМ им.А.Г.Шнитке


26
04/24

 
КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. Шнитке



 

Последние новости
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
04-апреля-2024
«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»
03-апреля-2024
31 марта 2024 года кафедра фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке совместно с Центром профессионального мастерства по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» ДОПСКИ при Департаменте культуры города Москвы провели IV Всероссийский конкурс-фестиваль "Piano ad libitum" для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.