«Реквием Альфреда Шнитке». Интервью с художественным руководителем и дирижёром Московского государственного академического камерного хора Владимира Минина Тимофеем Гольбергом
05-мая-2021
27 апреля в концертном зале РАМ им. Гнесиных состоялся концерт-презентация альбома Московского государственного академического камерного хора Владимира Минина — «Реквием Альфреда Шнитке». Помимо исполнения Реквиема, в рамках выступления прозвучало сочинение Гии Канчели «Lulling the sun» («Убаюкивание солнца») для смешанного хора и ударных, а также показан документальный фильм о записи альбома.
Художественный руководитель и дирижёр хора Тимофей Юрьевич Гольберг дал интервью об этом событии.
— Расскажите,пожалуйста, как возникла идея альбома?
— Музыка Шнитке появилась в нашем репертуаре с 2018 года. Первоначально мы выучили «Три духовных хора», в 2019 году — «Реквием». Идея исполнять эту музыку возникла подобно точке кипения, когда я понял, что пришло время это сделать. Хорошо это или нет — будет судить слушатель.
— Почему для записи альбома Вы выбрали именно музыку А.Г. Шнитке?
— Я хорошо её чувствую. Владимир Николаевич Минин записал с Московским государственным академическим камерным хором много замечательной музыки — и Рахманинова, и Свиридова, и Гаврилина. Но музыку Шнитке хор ни разу не записывал, его вообще не было в репертуаре. Я думаю, что эта не совсем русская музыка мне близка. Я её очень люблю. И это привело нас к записи на Мосфильме.
— Прежде Вы уже дирижировали Реквиемом А. Г. Шнитке с Московским государственным академическим камерным хором. Скажите, отличается ли сегодняшнее исполнение от предыдущего? Изменилась ли Ваша трактовка?
— Вы знаете, моё видение этой музыки меняется каждый день. Дело даже не в темпах, а в ощущении зала, пространства, акустики. Даже если Вы сравните запись на диске и сегодняшнее исполнение — там будут другие темпы, другие паузы. В том числе между номерами. Я хочу надеяться, что со временем моя трактовка станет глубже и свободнее. Потому что регулирование технических моментов отвлекает от занятия настоящим.
— Вопрос о драматургии концерта. Почему Вы начали выступление с жизнеутверждающего сочинения Гия Канчели, а не завершили им концерт?
— Наоборот не прозвучит. Нет столько императива, энергии в Канчели. В нём музыка светлая, плагальная. Она звучит как вступление к концерту и создаёт очень правильный настрой. Почему Реквием позже? Слушатель прибегает с работы в концертный зал, радуется, что успел вовремя, занимает место в зале. Ему нужно время, окно, чтобы перестроиться. И смочь погрузиться в глубокое размышление, которое нечасто возможно в повседневной суете. Надо было благозвучными гармониями насытить его слух. Наполнить сосуд прежде, чем его опустошить. Опустошение длилось далее, сорок минут.
— В недавнем интервью Вы заметили, что Вам важна эмоциональная отдача от публики. Получили ли Вы от неё моральную компенсацию после исполнения Реквиема?
— Частично. Ни в коем случае не предъявляю претензии к публике! Это накопленный эффект — и подготовка, и волнение, и двухчасовая репетиция перед концертом. Для полной моральной компенсации нужно время.
Студентки МГИМ им. А.Г. Шнитке Чернэ Полина, Терентьева Ксения
(27.04.2021)
|