Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Концерт к 30-летию Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

ВЫСОКИЙ СТИЛЬ ШНИТКЕ-ОРКЕСТРА

29-сентября-2020


27 сентября 2020 года в Большом зале Московской консерватории состоялось грандиозное открытие концертного сезона МГИМ им. А.Г. Шнитке. Это честь выпала самому именитому коллективу института —  Московскому камерному  Шнитке-оркестру (художественный руководитель и дирижер -  Заслуженный артист РФ, профессор Игорь Юрьевич Громов)

 

Воскресным концертом Шнитке-оркестра в Большом зале Московской консерватории его художественный руководитель не только подарил замечательный праздник слушателям самого прекрасного зала Москвы, но и отметил свой юбилей. Игорь Юрьевич занимается преподавательской деятельностью около 40 лет. Все годы работы в МГИМ им. Шнитке он руководит оркестровыми коллективами института (камерным и симфоническим), к созданию которых имеет самое непосредственное отношение. На базе института им были созданы Оперная студия и Московский камерный Шнитке-оркестр, который за шесть лет своего существования добился больших творческих успехов и выступал на самых престижных сценах мира.

Вопреки сложной эпидемиологической ситуации концертный сезон института 2020/21 был успешно открыт. Слушатели получили уникальную возможность познакомиться с шедеврами мировой музыкальной классики.

Праздничное настроение концерта ощущалось во всём – и в красивой афише, и в ярких программках, которые получили все желающие, и в посещении Большого зала консерватории после затянувшегося пребывания на карантине, а главное – в самой музыкальной программе концерта. Её определяли две противоположные образных сферы, две константы человеческой жизни – дисгармония и гармония. Контрастность ощущалась и в чередовании произведений, и в чередовании их частей. Бури и тревоги получали умиротворение и вновь возникали, требуя разрешения напряжения.

К дионисийской линии можно отнести прежде всего Concerto Grosso №6 для фортепиано, скрипки и струнного оркестра А. Г. Шнитке, занимавшее центральное место в программе. Это произведение редко исполняется и не столь популярно по сравнению с Concerto Grosso №1 этого композитора. Однако оно прочно вошло в репертуар Шнитке-оркестра, и коллектив с каждым исполнением находит новые краски. Екатерина Айзенштадт (фортепиано) и Валерия Кравцова (скрипка), а также музыканты оркестра во главе с его дирижером И. Ю. Громовым показали не только высокий исполнительский уровень, но и глубокое понимание музыкальной драматургии концерта.

Дисгармоничную сферу ярко репрезентировало Скерцо из Прелюдии и скерцо (соч. 11) Д. Д. Шостаковича (в оркестровке И. Ю. Громова). Произведения в этом мини-цикле различны по характеру, поэтому оркестр сумел проявить себя и в мягкой, и в экспрессивной манере игры. Музыканты блестяще справились со сложными художественными задачами, поставленными перед ними таким многогранным и парадоксальным автором, как Д.Д. Шостакович.

Подобной разнообразной палитрой настроений отличалось и Adagio для виолончели с оркестром В. Баргиля – немецкого композитора, сводного брата Клары Шуман. Его творческий путь отмечен встречами с такими известными фигурами как Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Игнац Мошелес, а среди его учеников были Леопольд Годовский и Лео Блех. Благодаря таланту солистки Аллы Курдюмовой певучая мелодия Adagio звучала проникновенно, а оркестр тонко подчеркивал необыкновенную выразительность и искренность высказывания.

Аполлоническая линия программы сконцентрировалась в гениальной Арии из Оркестровой сюиты №3 в И. С. Баха (аранжировка Л. Стоковского). Ария Баха погрузила зрителей в возвышенную атмосферу.  Просветленная, дышащая, словно «лоэнгриновская» мелодия, исполненная чистым и единым штрихом, невесомо звучала у струнных с поддержкой basso continuo.  Слушатели увлечённо следили за мелодическими линиями каждого голоса, их плавным движением и переплетением.

         Умелое построение программы объединило не только многообразную по оттенкам чувства и мысли музыку, но и различные национальные и исторические стили. Ведущей стала русско-немецкая линия, сосредоточенная в произведениях Шостаковича и Шнитке. Торжественность барокко сочеталась в них с тревожной атмосферой современности. Адажио Баргиля достойно представляло линию немецкого романтизма.  Ну а подлинным синтетическим финалом концерта стали Вариации на тему Фрэнка Бриджа Б. Бриттена. О полёте творческой фантазии композитора можно судить даже по названиям Вариаций: «Адажио», «Марш», «Романс», «Итальянская ария», «Классическое бурре», «Венский вальс», «Мотто перпетуо» («Вечное движение»), «Траурный марш», «Песня» и «Фуга и Финал». Перед аудиторией прошла череда жанров, эпох и великих имен - от Баха до Малера и Шостаковича. Каждая вариация как бы намекала на определённое качество личности Бриджа, но отражалась через призму личности самого автора - Бриттена. Проводя слушателей через спираль времени, оркестр звучал стильно и бесконечно разнообразно до самого конца, когда неожиданно из тонкого пианиссимо возник заключительный жизнеутверждающий аккорд. 

Зал ещё долго не отпускал музыкантов со сцены, рукоплескания были громкими и искренними. В благодарность за признательность зрителей оркестр исполнил на бис два любимых публикой произведения Астора Пьяццоллы: Oblivion и Libertango. Эти два сочинения органично вписались в высокий стиль, продемонстрированный Маэстро и его оркестром.

 

 

И. Паранина, П. Чернэ, Ю. Якименко

(класс профессоров А.Г. Алябьевой, Е.М. Шабшаевич)

фотограф Виктория Гаман @viktoriagamanphoto



назад


Афиша

29
03/24

 
Оркестр Ансамбля песни и пляски Воздушно-космических сил России


01
04/24

 
Юношеский симфонический Шнитке-оркестр


02
04/24

 
РОБЕРТ РАХИМОВ (баян), Русский народный оркестр колледжа МГИМ им. А.Г.Шнитке


03
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


04
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ



 

Последние новости
28-марта-2024
28 апреля Музыкальный дом Альфреда Шнитке принимал гостей — студентов и преподавателей Строгановки
13-марта-2024
Театральный авангард на тему Шостаковича на сцене МГИМ им. А. Г. Шнитке
23-декабря-2023
21 декабря 2023 года в Детской музыкальной школе имени Ю.А. Шапорина, структурном подразделении ГБОУ ВО МГИМ им. А.Г.Шнитке, состоялось заседание Общего собрания Совета директоров образовательных организаций, подведомственных Департаменту культуры города Москвы
22-декабря-2023
Заключительный концерт Всероссийского фестиваля «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ – OPUS 34» 19.12.2023
14-декабря-2023
Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке объявляет о проведении учебно-творческого проекта «Концерт для виолончели с оркестром. Практический курс».

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.