ВЫСОКИЙ СТИЛЬ ШНИТКЕ-ОРКЕСТРА
29-сентября-2020
27 сентября 2020 года в Большом зале Московской консерватории состоялось грандиозное открытие концертного сезона МГИМ им. А.Г. Шнитке. Это честь выпала самому именитому коллективу института — Московскому камерному Шнитке-оркестру (художественный руководитель и дирижер - Заслуженный артист РФ, профессор Игорь Юрьевич Громов)
Воскресным концертом Шнитке-оркестра в Большом зале Московской консерватории его художественный руководитель не только подарил замечательный праздник слушателям самого прекрасного зала Москвы, но и отметил свой юбилей. Игорь Юрьевич занимается преподавательской деятельностью около 40 лет. Все годы работы в МГИМ им. Шнитке он руководит оркестровыми коллективами института (камерным и симфоническим), к созданию которых имеет самое непосредственное отношение. На базе института им были созданы Оперная студия и Московский камерный Шнитке-оркестр, который за шесть лет своего существования добился больших творческих успехов и выступал на самых престижных сценах мира.
Вопреки сложной эпидемиологической ситуации концертный сезон института 2020/21 был успешно открыт. Слушатели получили уникальную возможность познакомиться с шедеврами мировой музыкальной классики.
Праздничное настроение концерта ощущалось во всём – и в красивой афише, и в ярких программках, которые получили все желающие, и в посещении Большого зала консерватории после затянувшегося пребывания на карантине, а главное – в самой музыкальной программе концерта. Её определяли две противоположные образных сферы, две константы человеческой жизни – дисгармония и гармония. Контрастность ощущалась и в чередовании произведений, и в чередовании их частей. Бури и тревоги получали умиротворение и вновь возникали, требуя разрешения напряжения.
К дионисийской линии можно отнести прежде всего Concerto Grosso №6 для фортепиано, скрипки и струнного оркестра А. Г. Шнитке, занимавшее центральное место в программе. Это произведение редко исполняется и не столь популярно по сравнению с Concerto Grosso №1 этого композитора. Однако оно прочно вошло в репертуар Шнитке-оркестра, и коллектив с каждым исполнением находит новые краски. Екатерина Айзенштадт (фортепиано) и Валерия Кравцова (скрипка), а также музыканты оркестра во главе с его дирижером И. Ю. Громовым показали не только высокий исполнительский уровень, но и глубокое понимание музыкальной драматургии концерта.
Дисгармоничную сферу ярко репрезентировало Скерцо из Прелюдии и скерцо (соч. 11) Д. Д. Шостаковича (в оркестровке И. Ю. Громова). Произведения в этом мини-цикле различны по характеру, поэтому оркестр сумел проявить себя и в мягкой, и в экспрессивной манере игры. Музыканты блестяще справились со сложными художественными задачами, поставленными перед ними таким многогранным и парадоксальным автором, как Д.Д. Шостакович.
Подобной разнообразной палитрой настроений отличалось и Adagio для виолончели с оркестром В. Баргиля – немецкого композитора, сводного брата Клары Шуман. Его творческий путь отмечен встречами с такими известными фигурами как Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Игнац Мошелес, а среди его учеников были Леопольд Годовский и Лео Блех. Благодаря таланту солистки Аллы Курдюмовой певучая мелодия Adagio звучала проникновенно, а оркестр тонко подчеркивал необыкновенную выразительность и искренность высказывания.
Аполлоническая линия программы сконцентрировалась в гениальной Арии из Оркестровой сюиты №3 в И. С. Баха (аранжировка Л. Стоковского). Ария Баха погрузила зрителей в возвышенную атмосферу. Просветленная, дышащая, словно «лоэнгриновская» мелодия, исполненная чистым и единым штрихом, невесомо звучала у струнных с поддержкой basso continuo. Слушатели увлечённо следили за мелодическими линиями каждого голоса, их плавным движением и переплетением.
Умелое построение программы объединило не только многообразную по оттенкам чувства и мысли музыку, но и различные национальные и исторические стили. Ведущей стала русско-немецкая линия, сосредоточенная в произведениях Шостаковича и Шнитке. Торжественность барокко сочеталась в них с тревожной атмосферой современности. Адажио Баргиля достойно представляло линию немецкого романтизма. Ну а подлинным синтетическим финалом концерта стали Вариации на тему Фрэнка Бриджа Б. Бриттена. О полёте творческой фантазии композитора можно судить даже по названиям Вариаций: «Адажио», «Марш», «Романс», «Итальянская ария», «Классическое бурре», «Венский вальс», «Мотто перпетуо» («Вечное движение»), «Траурный марш», «Песня» и «Фуга и Финал». Перед аудиторией прошла череда жанров, эпох и великих имен - от Баха до Малера и Шостаковича. Каждая вариация как бы намекала на определённое качество личности Бриджа, но отражалась через призму личности самого автора - Бриттена. Проводя слушателей через спираль времени, оркестр звучал стильно и бесконечно разнообразно до самого конца, когда неожиданно из тонкого пианиссимо возник заключительный жизнеутверждающий аккорд.
Зал ещё долго не отпускал музыкантов со сцены, рукоплескания были громкими и искренними. В благодарность за признательность зрителей оркестр исполнил на бис два любимых публикой произведения Астора Пьяццоллы: Oblivion и Libertango. Эти два сочинения органично вписались в высокий стиль, продемонстрированный Маэстро и его оркестром.
И. Паранина, П. Чернэ, Ю. Якименко
(класс профессоров А.Г. Алябьевой, Е.М. Шабшаевич)
фотограф Виктория Гаман @viktoriagamanphoto
|