С 17 по 20 января 2019 года в Музыкальном доме Альфреда Шнитке состоялся Всероссийский форум «Домра 2019»
14-февраля-2019
С 17 по 20 января 2019 года в Музыкальном доме Альфреда Шнитке – Московском государственном институте музыки имени А.Г. Шнитке, при поддержке исполняющей обязанности ректора, доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Анны Иосифовны ЩЕРБАКОВОЙ состоялось одно из самых масштабных событий в сфере исполнительства на домре – Всероссийский форум «Домра 2019». Руководителями форума выступили Кристина ШАРАБИДЗЕ и Ольга КАЛАНТАРОВА.
В проекте приняло участие свыше 150 домристов – студентов, преподавателей начального, среднего и высшего звена, профессиональных музыкантов из самых различных уголков России.
Спикерами проекта стали выдающиеся деятели, концертирующие музыканты, ведущие преподаватели, каждый из которых в рамках своей профессиональной деятельности всемерно развивает современное домровое искусство:
- Михаил ГОРОБЦОВ, народный артист Российской Федерации, профессор (МГИМ им. А.Г. Шнитке)
- Сергей ЛУКИН, народный артист Российской Федерации, профессор (МГИМ им. А.Г. Шнитке)
- Галина ОМ, заслуженный работник культуры Российской Федерации, доцент (МГИМ им. А.Г. Шнитке)
- Кристина ФИШ, лауреат Всероссийского и международных конкурсов, лауреат премии Президента РФ, лауреат премии Нижнего Новгорода, старший преподаватель ННГК им. М.И. Глинки
- Вера МАХАН, лауреат всероссийских и международных конкурсов, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина (ГЦТМ имени А.А. Бахрушина)
- Светлана СМОЛЯР, солистка и концертмейстер группы альтовых домр Государственного академического русского имени В.В. Андреева, лауреат международных конкурсов
- Ирина КОЛОСОВА, лауреат всероссийских и международных конкурсов, артистка НАОНИР имени Н.П. Осипова, руководитель «Ансамбля молодых солистов НАОНИР имени Н.П. Осипова», преподаватель ГБУДО г. Москвы «Детская музыкальная школа имени В.И. Мурадели»
- Марина БЕКЕТОВА, преподаватель МГИМ им. А.Г. Шнитке, преподаватель МГКИ, лауреат всероссийских и международных конкурсов.
- Жанна АКТЮРК (Германия) — лауреат международных конкурсов, выпускница РАМ имени Гнесиных (класс домры Р.Ф. Белова), магистратуры (класс мандолины Хуан Карлоса Муньоса)
- Кристина ШАРАБИДЗЕ, лауреат Премии Правительства Москвы, лауреат всероссийских и международных конкурсов, кандидат педагогических наук, доцент МГИМ им. А.Г. Шнитке, солистка НАОНИР имени Н.П. Осипова, руководитель Форума
- Ольга КАЛАНТАРОВА, кандидат педагогических наук, доцент МГИМ им. А.Г. Шнитке, руководитель Форума
Программа Всероссийского форума «ДОМРА 2019» получилась объёмной и информативной.
Одним из магистральных направлений форума было расширение концертного репертуара домриста, а также решение комплекса вопросов, связанных с его обновлением. Для этих целей спикеры проекта в своих выступлениях рассмотрели различные направления домрового репертуара.
Ирина Колосова в рамках мастер-класса и презентации на тему: «Старинная музыка на начальном этапе обучения домриста» представила свои переложения произведений композиторов эпохи Барокко. Её опыт педагогической работы, в преломлении с богатым исполнительским багажом и научными изысканиями, позволили создать удивительные переложения произведений старых мастеров, адаптированные для использования на начальном этапе обучения домриста, которые прекрасно звучат на инструменте, развивают исполнительскую культуру, мышление и техническое мастерство.
Марина Бекетова в рамках лекции «Эволюция музыкальных инструментов и исполнительского искусства. Роль транскрипции» представила свою методику создания транскрипции для домры и показала каким образом с её помощью можно расширять репертуар домриста. В качестве наглядной демонстрации данного вида работы Марина Бекетова и Кристина Шарабидзе представили свой совместный сборник, готовящийся к изданию – Новые концертные транскрипции для домры и фортепиано.
Продолжая данную линию, Кристина Шарабидзе сделала обзор новинок в области домрового репертуара. Ряд готовых переложений музыкальных пьес, представленных на Форуме, были преподнесены в дар каждому участнику проекта.
Поиск возможностей для расширения концертного домрового репертуара был продолжен и в выступлении Сергея Лукина. Музыкант представил свой новый сборник концертных пьес для домры соло, в которые вошли авторские сочинения, а также музыка композиторов-домристов XXI века. В презентации приняли участие студентка класса С.Ф. Лукина Вера Фёдорова и Кристина Шарабидзе.
Кристина Фиш своё выступление посвятила современной музыке, создаваемой для домры. В рамках презентации компакт-диска «Послания» – камерная музыка для домры и фортепиано Михаила Броннера, она не только исполнила целый ряд его сочинений, но и рассказала о своём опыте работы над произведениями современных композиторов.
Большой тематический блок выступлений спикеров был посвящен вопросам профессиональной подготовки современного домриста.
Галина Ом рассказала о своей модели формирования музыкального мышления домриста на начальном этапе обучения. В лекционной части выступления подчеркивалось, что именно мышление домриста предопределяет его исполнительский облик, настоящее и будущее в профессии, поэтому крайне важно с самого начала обучения уделять особое внимание его формированию. В практической части, в рамках мастер-классов с учащимися ДМШ им. Л. Бетховена – Марией Кусковой, Ириной Ролдугиной, Александрой Захаровой (класс преподавателя В.В. Зяблицевой) были показаны основные методические приемы, способствующее развитию самостоятельного мышления домриста.
Сергей Лукин представил авторскую методику овладения приёмом тремоло. В рамках презентации методического пособия «Юный виртуоз» часть II, музыкант рассказал о способах решения исполнительских проблем, связанных с овладением данным игровым приемом.
Вопросы развития исполнительской техники домриста были рассмотрены в лекции Кристины Шарабидзе «Секреты исполнительской техники домриста». Основываясь на своём исполнительском и педагогическом опыте, она рассказала о простой и эффективной методике овладения основными элементами исполнительской техники домриста.
Одной из важнейших составляющих контента проекта явился блок концептуальных лекций, затрагивающих теоретические основы подготовки современного домриста, а также вопросы его функционирования в системе академического музыкального искусства.
В лекции Ольги Калантаровой «Природа и генезис двигательного навыка» были показаны механизмы построения двигательных навыков человека, прослежен путь их образования, дальнейшего функционирования и взаимодействия сформировавшихся навыков, а также отражение данных процессов в профессиональной деятельности человека. Теоретическая платформа лекции позволила сделать важные выводы об алгоритмах формирования и совершенствования профессиональных навыков домриста.
На основе данной модели Кристина Шарабидзе рассказала о закономерностях развития исполнительских навыков, существующих в практике обучения домриста. Зажимы, плохое управление исполнительским аппаратом, постоянные технические ошибки, ограниченность художественно-технических средств часто происходят из-за нарушения этих закономерностей, базирующихся на алгоритме формирования нейронных сетей в мозге и иных физиологических и психических процессах. В практической части выступления были показаны способы работы, основанной на данных закономерностях, в результате которой снимаются блоки, ускоряется процесс развития исполнительской техники домриста, и закладывается основа эффективного освоения нового материала на любом профессиональном этапе.
Выступление Михаила Горобцова было посвящено теме: «Искусство исполнительства на домре альт». В нём были подняты дискуссионные вопросы, касающиеся форм музицирования на домре, того формата, в котором существует инструмент сегодня, проблемы формирования мышечной свободы домриста, а также основы исполнительского мастерства.
Вера Махан представила результаты своих исследований в области истории исполнительства на домре, которые не только позволили участникам Форума узнать об удивительных достижениях домристов на заре исполнительства, но и помогли осознать насколько эти знания важны для поиска дальнейших путей развития инструмента, сохранения и приумножения всего самого лучшего, что уже было накоплено в недрах домрового исполнительства и педагогики.
Решением актуального вопроса синтеза способов исполнения на домре и мандолине стало выступление выпускницы РАМ имени Гнесиных (класс домры профессора Р.В. Белова) и магистратуры Hochschule für musik in saarbrücken (класс мандолины доцента Хуан Карлос Муньоса) – Жанны Актюрк. В своем мастер-классе она поделилась опытом концертного исполнительства на домре и мандолине, и представила свои авторские методические «рецепты», синтезирующие лучшее, что было накоплено в каждой из школ. Благодаря яркой демонстрации исполнительского мастерства на каждом инструменте, Жанна наглядно показала каким образом приемы игры на мандолине можно использовать в домровой исполнительской практике.
Лекция и мастер-класс Светланы СМОЛЯР были посвящены вопросам артикуляции звука на домре. В выступлении подчеркивалось, что выключение из поля внимания юного домриста вопросов артикуляции звука или же их решение, основанное исключительно на слепом подражании или интуитивном поиске, превалирующее в практике начального обучения, значительно ограничивает его мышление, исполнительскую культуру и художественно-технические возможности. В продолжении лекционной части был проведен мастер-класс, в котором приняли участие юные домристы из ДМШ им. Э. Грига – Глафира Рыкова (класс преподавателя Д.Э. Будаговой) и ДМШ имени Гайдна – Мария Демченко (класс преподавателя Е.П. Холстининой).
В завершении Форума состоялся ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ между участниками и спикерами проекта. Модератором Форума – доктором педагогических наук, профессором Натальей АНУФРИЕВОЙ, при помощи вопросов от Участников проекта, были подняты главные темы для обсуждения: проблемы современной модели обучения домриста, вопросы мотивации учащихся, решение задач подготовки домриста в условиях обновляющихся профессиональных требований и образовательных стандартов.
Яркие выступления спикеров проекта, их стремление выйти за рамки стандартной модели обучения, разрушить стереотипы, препятствующие развитию домры, богатый педагогический и исполнительский опыт, научные изыскания наполнили проект уникальным содержанием и позволили реализовать его главную цель – дать системное представление о современном домровом искусстве, его перспективах, и предложить готовые эффективные решения, позволяющие подняться на новый уровень.
Выразительным украшением Форума стал фестиваль #ЛюблюДомру, который родился внутри проекта. В нем приняли участие ведущие спикеры – Сергей Лукин, Михаил Горобцов, Кристина Фиш, Вера Махан, Светлана Смоляр, Ирина Колосова, Марина Бекетова, Кристина Шарабидзе.
Это созвездие домрового искусства украсили домристы нового поколения, студенты, выпускники МГИМ им. А.Г. Шнитке – Наталья Шелковникова, Дмитрий Егоров, Екатерина Пономарькова, Мария Воронцова, а также учащиеся-лауреаты Московского конкурса исполнителей на народных инструментах – Надежда Глебова, Арсений Истомин, Ирина Ролдугина, Рината Юсупова, Гавриил Николаев и Дарья Соловей.
Техническую помощь в организации и проведении Всероссийского форума «Домра 2019» оказывали:
Члены организационного комитета проекта — Марина БЕКЕТОВА и Анастасия РУБИНА.
Координаторы проекта — Наталия БАЙ, Алёна ЛУКЬЯНОВА, Наталья ШЕЛКОВНИКОВА, Нина НИКОЛАЕВА, Дарья БУДАГОВА, Дмитрий ЕГОРОВ, Александра КОНОВАЛОВА, Александр ОСТРОВСКИЙ.
|