Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

ОПЕРА ЩЕДРИНА "НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ" НА СЦЕНЕ КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА МГИМ ИМЕНИ А.Г.ШНИТКЕ

04-октября-2018


ОПЕРА ЩЕДРИНА "НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ"

НА СЦЕНЕ КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА МГИМ ИМЕНИ А.Г.ШНИТКЕ


Иллюстрация: Анастасия Волкова

Самым заметным событием начавшегося учебного года стала премьера оперы Р.К. Щедрина «Не только любовь», которая ознаменовала рождение Оперной студии МГИМ имени А.Г. Шнитке.  

Лирическая опера была поставлена в рамках музыкальных вечеров в честь юбилея ректора института  доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора, члена союза писателей РФ Анны Иосифовны Щербаковой.

Будущие журналисты, студенты кафедры философии, истории, теории культуры и искусства взяли интервью у участников спектакля.

 

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик спектакля, художественный руководитель Симфонического оркестра МГИМ имени А.Г. Шнитке и Московского камерного Шнитке-оркестра, заслуженный артист РФ, профессор Игорь Юрьевич Громов ответил на вопросы Натальи Поддубняк о планах и перспективах развития Оперной студии.

Игорь Юрьевич, расскажите, как появилась идея создания Оперной студии в МГИМ имени А.Г. Шнитке?
 – Это было необходимо. У нас есть кафедра вокального искусства и оперной подготовки. Она готовит выпускников, которые должны уметь работать в оперном театре. Раньше студенты показывали на государственных экзаменах отдельные сцены, ансамбли, дуэты. Теперь государственные экзамены будут проходить в таком же формате полноценной оперой постановки, которую мы продемонстрировали 26-27 сентября в концертном зале института.
 - Какие дальнейшие планы студии?
 – Весной мы представим два спектакля: «Не только любовь» Щедрина и «Сорочинскую ярмарку» Мусоргского. Мы не планируем останавливаться на двух-трех операх. Репертуар будет расширяться, чтобы у наших студентов были варианты для исполнения той или иной партии. Я хорошо знаю театральную работу, так как около десяти лет дирижировал в театре. Так что самое трудное было – это именно организаторская работа. Исполнение оперы Щедрина прошло весьма успешно. Отзывы были очень хорошие. У нас планируется также сотрудничество с ГИТИСом­– будут проводится совместные гос. экзамены с их режиссерами. Безусловно, рождение такой интересной действующей структуры, как Оперная студия – важный шаг для института.

Режиссёр-постановщик спектакля Алексей Алексеевич Большаков в своей беседе с Полиной Чернэ рассказал о работе с певцами, не являющимися профессиональными актёрами, о реализации творческого замысла в спектакле и о своём отношении к современной классической музыке.

- Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе над постановкой. В связи с чем была выбрана самая первая опера Щедрина?

- Важно отметить, что она была выбрана не мной, потому что изначально предполагалась постановка оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие». Но ближе к сентябрю появилось другое название – «Не только любовь» Р.К. Щедрина, и это было неожиданно. Тем не менее у меня было достаточно времени, чтобы подготовиться, пока студенты разучивали материал. Эта опера стала инициативой Игоря Юрьевича Громова, и она была успешно осуществлена.

- Таким образом, сложности, которые обычно бывают при творческой работе, проявились с самого начала?

- Трудности бывают всегда. Главным образом они заключаются в том, что это – музыкальный институтТеатр, в отличии от учебного заведения, имеет механизмы для работы и отлаженную структуру, где весь коллектив работает только на ставящийся спектакль. В институте же много педагогических задач, что является основной целью деятельности учебного заведения. Процесс постановки может длиться полгода или год, пока учится материал, когда как оперу «Не только любовь» можно поставить за 2 месяца в других условиях. Также в музыкальных ВУЗах, как правило, недостаточный уровень подготовки студентов по актёрскому мастерству. У певцов в данном случае парадигма мышления совсем другая, и их необходимо подготавливать педагогическими методами. При всей специфике работы, сами участники – большие молодцы: они очень подвижны, с ними легко и приятно в работе, многое «схватывают на лету». Студенты были в целом готовы к появлению оперной студии, и эта деятельность доставляет им радость.

- Вы реализовали в этом спектакле Ваши художественные замыслы?

- Опера неизбежно получилась не такой, какой я её видел в процессе работы, и это происходит с любой постановкой. Было бы кокетством утверждать, насколько замысел реализован. Спектакль как ребёнок: он растёт, и со временем становится видно, что в него вложено, а что развилось своим собственным путём. Чем он старше, тем самостоятельнее. Имеет значение стиль общения режиссёра и актёра. В данном случае я очень недирективен, и это важно с педагогической точки зрения. Донести это было важнее личных режиссёрских амбиций, потому что главное, чему нужно научиться на сцене – это импровизировать, думать. Поэтому создавал условия вакуума, в котором актёры, чувствуя, что в их действиях чего-то не хватает, вынуждены были придумывать. Так достигается лабораторность творчества, так создаётся настоящий театр. Неслучайно А.Эфрос пишет: «Репетиция – любовь моя», и называет так одну из своих книг. На репетициях происходят главные чудеса. Публика же видит примерно 60 процентов от всех откровений, которые случаются в работе. Конечно, результат тоже приятен, интересен, но процесс бывает важнее.

- Я имела удовольствие наблюдать Ваши репетиции со студентами, это действительно очень ярко и увлекательно, а главное - способствует пониманию, погружению в творческий процесс, реализуемый во время спектакля. Расскажите, пожалуйста, о своём личном отношении к современной классической музыке и к творчеству Щедрина.

- С музыкой Родиона Константиновича я знаком в рамках общего музыкального кругозора, саму оперу пристально изучал впервые, соответственно, именно с ней работал в первый раз. Всегда смотрю на то, как прописана музыкальная драматургия оперы и её партитура. Когда услышал звучание оркестра, стало необходимым внести много корректив, в том числе в сценический рисунок и в роли персонажей. Появилось огромное количество не прогнозируемых ранее событий. Вся музыка в целом сделана на очень качественном уровне, при этом чувствуется, что Щедрин писал много балетной музыки. Можно считать это визитной карточкой композитора в этой опере.

Насчёт современной музыки в целом я всегда люблю говорить, что мне нравится работа с живыми авторами. Я очень дорожу, когда такое случается, но это бывает крайне редко. Хочется слышать их больше, больше современной академической музыки: она очень интересна, специфична, она требовательна как к слушателю, так и к зрителю.

Молодые артисты Оперной студии - студенты кафедры вокального искусства  и оперной подготовки поделились с Анастасией Волковой яркими впечатлениями от проделанной работы.

Екатерина Пыжова (Варвара Васильевна):

– За достаточно короткий срок Вы стали председательницей колхоза…!?

– Да, неожиданно (смеется)… Хотя может быть и закономерно. Путь к образу моей героини начался достаточно давно. Дело в том, что при рождении меня хотели назвать Варварой, хотя, в конечном итоге я и оказалась Екатериной. В дальнейшем, учась в училище при консерватории на дирижерском отделении, я занимала должность администратора хора. В каком-то смысле я, как и моя героиня Варвара Васильевна – председатель колхоза, тоже за всеми следила, руководила процессами жизни хора, кому-то помогала, кого-то журила, поэтому роль для меня очень знаковая, любимая, и, в какой-то степени, автобиографичная.

– Сложна ли оказалась работа над образом? С какими трудностями пришлось столкнуться?

– Нужно сказать, что для меня это была первая большая полноценная роль, к тому же главная. Я была под впечатлением от постановки этой оперы труппой Мариинского театра, которую видела в прошлом году, и мне стало очень интересно создать свой образ Варвары, чтобы он получился более многогранным: что-то взаимодополняющее между Щедриным и Антоновым, в чьих рассказах героиня немного отличается. Изначально, меня назначили на роль Екатерины - разведенки, как видите, здесь тоже присутствует определенная игра имен (смеется). Я знала, что в опере есть еще одна партия меццо, что, на всякий случай мне нужно ее знать, и я начала её постепенно разучивать, а в октябре меня уже поставили во второй состав на эту роль (Катерины). Но Варвара, конечно, совсем другой уровень…

Язык оперы достаточно непростой, с вокальной точки зрения это был очень интересный опыт в познании своих голосовых возможностей, особенностей стиля. Это было трудно, но, думаю, что справилась. В этом, безусловно, огромная заслуга моего преподавателя – Аллы Семеновны Белоусовой, которой я очень благодарна за то, что она поверила в меня и в мой голос. Очень много профессионалов работало с нами. Репетиции с оркестром и, в отдельности, с дирижером оркестра - Игорем Юрьевичем Громовым оказали большое влияние на понимание мной этой оперы.

Очень рада, что мне была предоставлена такая возможность, благодарна всем, кто приложил руку к тому, что все, что было задумано, стало реальностью! Многая лета Оперной студии и творческих успехов!

Артём Попов (Володя Гаврилов):

– Как Вы относитесь в творчеству Щедрина, его опере «Не только любовь»?

 – Мне очень близка музыка Щедрина. Это моя первая опера, которую я имел честь исполнить и это был огромный скачок в профессиональном развитии лично для меня. Это стало направляющим ориентиром, пришло понимание, как реализовать те, или иные задачи, что делать нужно, что нет. Мы работали с такими профессионалами, как Игорь Юрьевич Громов, Михаил Анатольевич Леонтьев и Алексей Алексеевич Большаков. Это не могло не привести к результатам.

– Расскажи о работе над образом и ролью Володи Гаврилова, что это за герой?

Мне очень понравилась эта роль. Щедрин с вокальной точки зрения полно прописал образ Володи Гаврилова: у него есть красивые виртуозные пассажи, песни, есть и сквозная тема (та, с которой он появляется впервые на сцене, пролеживается до середины первого действия). Драматургически это тоже интересная партия. Хотя, сначала мне было тяжело свыкнутся с характером моего персонажа, поскольку, на первый взгляд мы видим перед собой ветреного молодого человека без особых нравственных ориентиров, но в процессе оперы мы можем наблюдать за раскрытием других его душевных и моральных качеств. За напускным нахальством скрывается хороший парень, которому не чужды глубокие чувства. В итоге мы видим его становление в нравственном плане, и это, конечно же, было очень интересно показать. В итоге, даже Варвара в конце оперы говорит: «А парень он хороший, изображает только из себя…».

Огромную благодарность хотелось бы выразить моему профессору – Кизину Михаилу Михайловичу, Игорю Юрьевичу Громову и Большакову Алексею Алексеевичу – настоящим профессионалам, без помощи которых все вышеперечисленное не было бы возможным

Елисей Лаптев (Фёдор Петрович):

– Каковы твои впечатлениях от постановки?

 – Во-первых, это, прежде всего, историческое событие для института, а во-вторых, лично для меня, поскольку это первая полноценная опера с оркестром в моей жизни. Обстоятельства сложились очень удачно для постановки именно этой оперы.  Был в прошлом году юбилей замечательного советского композитора – Родиона Щедрина, в этом году юбилей ректора нашего института – Анны Иосифовны Щербаковой и задумка открытия оперной студии в МГИМ. К тому же, это идеальная опера для студенческого состава, так как музыка оркестра, вокальные партии, текст, достаточно понятны для исполнения и восприятия.

– С какими сложностями пришлось столкнуться в рабочем процессе?

Основная сложность заключалась в том, что для второго состава очень трудно было найти артистов в силу их немногочисленности, поэтому риски того, что кто-нибудь из солистов заболеет, были. На будущее планируется привлечение учащихся колледжа.

– Близка ли тебе эта роль?

Мой персонаж мне очень понравился. Мне кажется, получилось его сделать «своим».  Смотрел различные постановки этой оперы и везде Федор был представлен по-разному, мне тоже захотелось сделать его самобытным и, по-моему, это удалось. В этом плане не могу не поблагодарить нашего режиссёра, Алексея Алексеевича Большакова, отличного профессионала, который знает, чего хочет, знает, как это воплотить в жизнь и делает это. Ему можно было предложить свои идеи, и он их принимал...

Сентябрьская оперная премьера стала замечательным подарком ректору - доктору педагогических наук, доктору культурологии профессору Анне Иосифовне Щербаковой, отметившей юбилейную дату, и, конечно, всем студентам и преподавателям института. Оба вечера зал был полон, слушатели эмоционально делились впечатлениями о музыке, сценическом решении спектакля, вокальном мастерстве участников. Исполненная опера Щедрина, хотя и называется «Не только любовь…», убедительно доказала, что на самом деле движущей силой ее интерпретаторов является именно любовь – к музыке, к театру, к потрясающему искусству оперы.

А. Волкова, Н.Поддубняк, П.Чернэ (класс проф. Е.М. Шабшаевич, А.Г. Алябьевой)



назад


Афиша

21
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
Концерт хоровой музыки


22
04/24

 
День виолончелиста в МГИМ им.А.Г.Шнитке


26
04/24

 
КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. Шнитке


26
04/24

 
Концерт исполнителей на духовых и ударных инструментах



 

Последние новости
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
04-апреля-2024
«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»
03-апреля-2024
31 марта 2024 года кафедра фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке совместно с Центром профессионального мастерства по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» ДОПСКИ при Департаменте культуры города Москвы провели IV Всероссийский конкурс-фестиваль "Piano ad libitum" для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.