Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

"Виват, аккордеон!" на фестивале "Аккордеон Плюс"

25-марта-2018


25 марта в Ростовской консерватории состоялась творческая встреча с профессором кафедры народного исполнительского искусства МГИМ имени А. Г. Шнитке, заслуженным работником культуры РФ, художественным руководителем и дирижером оркестра «Виват, аккордеон!» –  Валентиной Антоновной Бобышевой. Она, как опытный руководитель поделилась с преподавателями и студентами своими навыками работы с  таким необычным и уникальным оркестром. Рассказала о сложностях своей исполнительской практики, ведь очень трудно темброво разнообразить звучание, так как он состоит практически из одних аккордеонов и тембровых баянов. В этом основная сложность работы дирижера.

На этой встрече присутствовала заведующая кафедрой баяна и аккордеона Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова Варавина Людмила Васильевна, которая помогла организовать мастер-класс. Мы смогли взять у нее интервью, где она поделилась своими впечатлениями о прошедшем мероприятии.

- Какие впечатления остались у Вас после мастер-класса, чтобы Вы могли посоветовать?

- Поскольку именно в студенческом возрасте открываются горизонты, возможности. Со временем появляется мастерство и зрелость. Ты понимаешь, что нужно делать больше, больше и больше. И по тому, как относится к репертуару Валентина Антоновна, понятно, что она видит и слышит намного больше и много больше хочет сделать. Она требует от ребят уже очень многого, потому что, когда соединяются училище и вуз это очень сложно, тут должен быть индивидуальный подход к каждому музыканту. И это особенная изюминка Вашего творческого направления. Здесь оркестр без солистов, представляет собой единое целое.

Студентки МГИМ имени А.Г. Шнитке

Ирина Паранина, Юлия Якименко


- Поделитесь своими впечатлениями о мастер-классе? Удалось ли сделать все, что было задумано?

- Идея провести открытую репетицию – мастер-класс с оркестром возникла у нас с заведующей кафедрой РГК им. Рахманинова Л. В. Варавиной практически одновременно,  как только определилось, что мы едем в Ростов-на-Дону. Что касается подготовки аудитории, инструментов (рояль, литавры) все было на высшем уровне! А поскольку репетицию четко спланировать нельзя, это всегда импровизация, то важны составляющие: оркестр и слушатели. Мы были после дороги (а я еще после работы в жюри конкурса) немного уставшие, ребята были предельно собраны, понимая, что в зале сидят только профессионалы: преподаватели и студенты консерватории, а также руководители различных творческих коллективов. Немного рассказав о нашем оркестре, его традициях, о тембровых инструментах, которые я использую в коллективе, мы начали репетицию и не заметили, как пролетело полтора часа, после чего слушатели задали мне интересующие их вопросы. Они интересовались моими принципами инструментовки, регистровки в оркестре, штриховой культурой и др. Дело в том, что оркестр баянов-аккордеонов, это коллектив с однородными инструментами и звучит, как правило, как один большой баян! А у нас был услышан оркестр со всеми его функциями. Это самый большой для меня комплимент: «У вас оркестр!». В завершении мастер-класса я подарили консерватории три сборника партитур репертуара нашего оркестра. 

-  У Вас такая насыщенная программа, чем Вы руководствовались при ее составлении? Какое из произведений далось Вам сложнее всего?

- При составлении программы для оркестра главное – высокохудожественные произведения русских и зарубежных композиторов. Сочинения разные по стилю, форме, характеру, позволяющие развивать творческие способности оркестрантов. Конечно, важно, чтобы исполняемые произведения были поняты и оценены аудиторией, что думаю, нам удалось сделать. Пожалуй определенные трудности ребята испытали в начале работы над двумя маленькими пьесами для органа А. Шнитке. Очень хотелось, чтобы все услышали большой орган, все его мануалы. Непросто было добиться синхронности и контрастности в исполнении сложных в гармоническом отношении органных аккордов на аккордеоне. Теперь это одно из наших любимых произведений! И что интересно, эту сложную для восприятия музыку очень восторженно принимают слушатели.

- Как обычно проходит Ваша подготовка к концерту, есть какой-то особенный ритуал?

- Особого ритуала нет, просто заранее готовлю все, что нужно: от «фрака» до дирижерской палочки и, конечно, хочется накануне хорошо выспаться.

- Что послужило толчком к созданию такого уникального оркестра?

- В свое время в музыкальном училище им. Октябрьской революции (ныне МГИМ имени А.Г. Шнитке) существовали два коллектива: уникальный оркестр тембровых баянов и оркестр аккордеонистов. Оркестром тембровых баянов руководил замечательный музыкант В. Соморов, а мне посчастливилось поработать в оркестре в качестве второго дирижера, так что когда мне предложили в 1989 г. возглавить оркестр аккордеонистов, я имела определенный опыт работы. Тогда в оркестре, состоящем из тембровых баянов, использовались только туба и фагот, позже валторна. А когда, в силу объективных причин (сокращение контингента учащихся), оркестры объединили в один, я добавила в состав самые яркие тембры: флейту-пикколо и кларнет. Название «Виват, аккордеон!» появилось в 1991 г. после выступления на нашем первом международном конкурсе в Италии, где мы получили первую премию.

- Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение? Как Вы с этим боретесь?

- Поскольку я работаю не с профессиональным коллективом, а со студенческим, без настроя, без вдохновения работать нельзя. Потому что, когда на тебя смотрят глаза, которые ждут всего, иначе не получится. Иногда бывают моменты, когда на меня очень действуют усилители, которые ставятся на сцене, когда начинается не живая музыка. Это меня очень сильно сбивает, но приходится настраиваться, чтобы и ребят настроить тоже.

- Как Вас приняла ростовская публика?

- Публика приняла нас неожиданно восторженно и тепло, что для нас было очень приятно, потому что мы играли сложную программу. Она была не такая, чтобы понравиться только неподготовленной публике, мы играли произведения А. Г. Шнитке, Гиа Канчели. После выступления к нам подходили слушатели из зала: родители, педагоги, которые делились своими впечатлениями. Нам понравилась ростовская публика.

- Какие в целом, остались у Вас впечатления о фестивале «Аккордеон плюс»?

- Фестиваль «Аккордеон плюс» я знаю давно, он раскручивался потихоньку, но сейчас, стал настолько ярким, престижным для исполнителей. Нас пригласили играть на концерте «Мастера баяного искусства», это было почетно, очень ответственно и мы благодарны организаторам фестиваля, которые нас туда позвали и, конечно, публике. Так же я благодарна своим ребятам, которые были настолько дисциплинированы, мобильны при непростых условиях, что нам удалось сделать практически все, что мы хотели.

Студентки МГИМ имени А.Г. Шнитке

Ирина Паранина, Юлия Якименко


26 марта в ДК «Роствертол» состоялось закрытие IX Международного фестиваля «Аккордеон плюс» «МАСТЕРА БАЯННОГО ИСКУССТВА», где принял участие оркестр МГИМ имени А. Г. Шнитке «Виват, аккордеон!» художественный руководитель и дирижер
Валентина Антоновна БОБЫШЕВА

 

В концерте участвовали музыканты из разных городов: Пекин, Сеул, Одесса, Самара, Санкт-Петербург и, конечно же, Москва. Институт МГИМ имени А.Г. Шнитке представил оркестр «Виват, аккордеон!», под управлением В.А. Бобышевой,  профессора, заслуженного работника культуры РФ. Наш оркестр является лауреатом многочисленных Международных конкурсов и фестивалей: Италии, Санкт-Петербурга, Латвии, Голландии, Швейцарии, Москвы, обладатель Золотого диплома на видеоконкурсе Musicgolden Trophy (Нью-Йорк).

Оркестр исполнил насыщенную программу на закрытии фестиваля «Аккордеон плюс». Прозвучали произведения Г. Свиридова (солист – лауреат Международных конкурсов Ренат Кармаков, фортепиано), А. Шнитке, Г. Канчели (солисты – Ренат Кармаков, фортепиано и Григорий Шварц, литавры), Ф. Мендельсона, А. На Юн Кина. Заключительным номером программы стало сочинение А. Пьяцоллы Танго «Eskualo». Казалось невозможным существование столь богатых и разнообразных по палитре красок в одном инструменте. Оркестр сумел заинтересовать и покорить слушателей необычным звучанием.

Нам удалось взять интервью у двух организаторов фестиваля «Аккордеон плюс»: Юрия Васильевича Шишкина и Александра Викторовича Поелуева. 

  

- Поделитесь вашими первыми впечатлениями о концерте.

Ю. В. В этом концерте в основном звучит баян и аккордеон. Практически нет помощников, нет тех, кто помогает инструменту звучать. И я счастлив, что здесь произведения звучат в исполнении лучших музыкантов, мастеров своего дела, вот это здорово.

- Как Вам пришла идея создать такой масштабный проект?

А. В. Идея пришла ко мне еще во время учёбы. Когда я учился в Москве, участвовал во множестве фестивалей, и мне всегда хотелось сделать что-нибудь своё.

- А почему именно Ростов-на-Дону, а не какой-то другой город?

Ю. В. Здесь собралось наибольшее число энтузиастов, мы все вместе росли. Кто-то из нас педагог, кто-то студент, кто-то не имеет отношения к музыке, но мы все вместе собрались и создали свою организацию: Международный музыкальный центр «Гармония», чтобы на официальном уровне иметь право проводить такие мероприятия. Безусловно, есть свои сложности, но они нас не пугают, потому что мы вместе, мы «Гармония», мы держимся друг друга и верим в развитие нашего фестиваля.

- В чем, на Ваш взгляд, уникальность конкретно этого фестиваля? Может быть какая-то его особенность, изюминка, отличающая его от других?

А. В. Мы, в первую очередь, ставили задачу выйти за рамки стандартных фестивалей, где музыканты приходят слушать музыкантов. Это, безусловно, хорошо, но очень локально. Широкая публика не ходит на такие мероприятия и мы стараемся расширить границы привычных концертов. Так же в рамках фестиваля мы проводим конкурс, где помимо классических номинаций есть и эстрадные.

Ю. В. Есть фестивали, в которых концерты проходят достаточно рационально, консервативно, не являются праздником. Нет никакого взаимодействия, общения, желания захватить слушателя в эту волну проникновенности, искренности и тепла. В этом специфика фестиваля, проводимого нами. На сегодняшний день могу точно сказать, что наш фестиваль – один из наиболее мощных, масштабных и востребованных по уровню в России.

- Фестиваль проводится уже девятый год, в чём Вы видите его развитие? Каким Вы видите будущее этого фестиваля?

А. В. На самом деле планы грандиозные. Хотелось бы большей финансовой поддержки, чтобы выйти на совершенно новый уровень. Например, в этом году мы делали все сами. Приехала делегация из Китая, которая выберет 5 исполнителей для участия в фестивале в Пекине. Приехали так же гости из Южной Кореи.

Ю. В. Развитие в том, что юные музыканты, за развитием которых мы наблюдали с наших первых фестивалей, продолжают совершенствоваться, расти на наших глазах, продолжают дальше принимать участие в наших концертах. Развитие так же в том, что мы не снижаем уровень каждого фестиваля. Это гораздо больше работы, чем просто один раз взять этот уровень. Мы развиваемся в плане организации, у нас появляются свои определенные правила, как нужно создать хороший концерт и настроение у публики в зале. Мы уже выработали эти слагаемые и продолжаем их дальше оттачивать.

-Трудно ли было расширить географию фестиваля?

Ю. В. -Я бы даже сказал страшновато, ведь это великая ответственность. Но вместе с тем любопытство: «А сможем ли мы?». Как угодить музыкантам с другого конца планеты. В один момент мы решили, что нужно развиваться, расширяться, а для этого необходимо быть смелыми. В этом тоже часть развития нашего фестиваля.

- Довольны ли Вы тем, какое "лицо" сейчас у фестиваля? Не идет ли это вразрез с Вашим первоначальным замыслом?

А. В. - Нет, не идет. У нас есть как классические концерты, так и эстрадные. Традиционным стал концерт, где Джаз-бэнд играет с аккордеонистами, мы стараемся объединять разные жанры. В конкурсе у нас также есть номинация музыкантов-любителей.

- А как Вы оцениваете уровень конкурсантов из этой категории?

А. В. - Уровень разный, но главное, что они любят музыку иногда больше, чем профессионалы.

Студентки МГИМ имени А.Г. Шнитке

Ирина Паранина, Юлия Якименко



назад


Афиша

21
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
Концерт хоровой музыки


22
04/24

 
День виолончелиста в МГИМ им.А.Г.Шнитке


26
04/24

 
КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. Шнитке


26
04/24

 
Концерт исполнителей на духовых и ударных инструментах



 

Последние новости
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
04-апреля-2024
«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»
03-апреля-2024
31 марта 2024 года кафедра фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке совместно с Центром профессионального мастерства по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» ДОПСКИ при Департаменте культуры города Москвы провели IV Всероссийский конкурс-фестиваль "Piano ad libitum" для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.