Симфонический оркестр МГИМ им. А.Г. Шнитке, художественный руководитель и дирижер заслуженный артист РФ, профессор Игорь Громов, открыл XXXVII Международный фестиваль имени С.В. Рахманинова
01-апреля-2018
Приношение Рахманинову
Третий день гастролей Симфонического оркестра МГИМ имени А.Г. Шнитке в Тамбове был связан с открытием XXXVII Международного музыкального фестиваля имени С.В. Рахманинова, посвященного 145-летию со дня рождения композитора, и поэтому закономерно стал кульминационным.
Он начался с возложения цветов к памятнику Рахманинова, а закончился музыкальным приношением – концертом-открытием в Тамбовском областном драматическом театре, основанном Г.Р. Державиным (не только великим поэтом, но и ценимым горожанами наместником Тамбова) в конце XVIII столетия. Здание театра на Интернациональной (бывшей Дворянской улице) представляет собой примечательный памятник архитектуры (арх. Ф.А. Свирчевский): в плане он напоминает символ города Тамбова – силуэт летящей пчелы. Его стены на рубеже XIX и XX веков слышали певцов Е.И. Збруева, Ф.И. Шаляпина, пианиста А.И. Зилоти, а много лет спустя, на концертах Международного музыкального фестиваля имени С.В. Рахманинова – певицу И. Архипову, оркестры под управлением В. Федосеева, М. Плетнева, пианиста Н. Луганского и многих других выдающихся исполнителей. Выступать в здании с такой историей было, конечно, очень почетно, но и ответственно.
Поэтому думаю не ошибусь, если предположу, что волновались все: и маститые артисты - лауреат многочисленных международных конкурсов Вадим Руденко, признанный интерпретатор Рахманинова, лауреат всероссийских и международных конкурсов Саратовский губернский театр хоровой музыки под управлением заслуженного деятеля искусств РФ профессора Людмилы Лицовой, а также обладающие большим опытом выступлений на разных концертных площадках солисты театра «Новая опера» Ирина Морева, Анджей Белецкий, Нурдан Бекмухамбетов, и молодые музыканты – студенческий симфонический оркестр МГИМ имени А.Г. Шнитке (худ. руководитель и дирижер заслуженный артист РФ профессор И. Громов) и студенческий хор ТГМПИ имени С.В. Рахманинова (рук. профессор Ольга Немкова).
Поводов для волнения было немало. Концерт-открытие фестиваля никак не может быть проходным событием, тем более программа концерта включала чрезвычайно сложные в художественном и исполнительском отношении сочинения: поэму «Колокола» для оркестра, смешанного хора и солистов на текст Э. По в переводе К. Бальмонта (впервые в полном виде прозвучавшую на этом фестивале!) и Второй концерт для фортепиано с оркестром. Эти произведения – знаковые и в судьбе Рахманинова, и – так уж получилось – в судьбе нашей страны. Второй фортепианный концерт, написанный после пережитого композитором юношеского кризиса в 1901 году, открывает период его зрелого творчества. Самое начало XX века стало для русских людей временем надежд, небывалого темпа экономического роста, расцвета культуры. «Колокола», созданные в 1913 году, ознаменовали период высшего взлета рахманиновского гения – и одновременно трагическую точку перелома русской истории: канун Первой мировой войны, приведшей в итоге к роковой – опять-таки и для Отечества, и для Рахманинова и его семьи – дате 1917-й. От идиллии к трагедии – так можно охарактеризовать путь, который музыканты вместе со слушателями проходят на протяжении четырех частей «Колоколов», символизирующих взлеты и падения, основные этапы земной жизни человека. Колокольность в ее разных проявлениях – от драматического набата и пряного звона до тревожных колокольчиков зимней дороги и торжественного светлого перезвона – пронизывает также музыку Второго концерта. Чтобы отразить все эти образные и смысловые оттенки от исполнителей требуется недюжинное мастерство, тонкая музыкальность и, конечно, большой труд.
Но художественный результат оправдал затраченные усилия. Особенно хотелось бы отметить студенческий оркестр (и в этом, безусловно, огромная заслуга его художественного руководителя И.Ю. Громова): он уже обладает своим звучанием, которое больше всего заметно в тихих кантиленных частях, таких как знаменитая просветленная кода «Колоколов», или щемящая лирика побочной партии первой части, а также чудесная тема второй части Концерта.
Артисты тонко передали различные грани музыкального мира Рахманинова: эпическую, лирическую, драматическую. В их исполнении порой слышались отзвуки безмятежных пасторалей, порой - будущих гроз… В том, что музыка гениального композитора звучит вновь и вновь, каждый раз по-разному, в России и за рубежом, и особенно на Тамбовской земле, которую так любил Рахманинов и которая для него олицетворяла Россию, – залог бессмертия русской культуры, безграничное пространство которой порождало и порождает удивительные таланты.
профессор МГИМ имени А.Г. Шнитке доктор искусствоведения
Е.М. Шабшаевич
|