НАВСТРЕЧУ XXXVII МЕЖДУНАРОДНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ФЕСТИВАЛЮ ИМ. С.В. РАХМАНИНОВА.
31-марта-2018
ТАМ БОГ!
Симфонический оркестр МГИМ имени А.Г. Шнитке в Музее-усадьбе С.В. Рахманинова Ивановка
Там бог! – так, согласно одной из легенд о происхождении названия города Тамбов, воскликнул татарский воевода, указав на русскую крепость, которую его войска не смогли в очередной раз покорить. Студенты и преподаватели МГИМ имени А.Г. Шнитке, начав свою тамбовскую поездку с паломничества в прославленную Ивановку, пожалуй, могли бы с полным основанием повторить слова татарского мурзы: там бог! и этот бог – великий русский композитор, пианист, дирижер Сергей Васильевич Рахманинов. А верный его служитель – замечательный создатель и директор Музея на протяжении уже почти полувека – заслуженный работник культуры РФ Александр Иванович Ермаков. Именно он, приняв имение совершенно уничтоженным (Тамбовщина оказалась эпицентром крестьянских бунтов во время Гражданской войны), практически с нуля восстановил усадебные постройки конца XIX – начала XX века: дом, конюшню, амбары, людскую. За эти годы приобретены многочисленные музейные экспонаты. А еще Ермаков убежден, что усадьба должна быть “живой”: в ней проводятся фестивали, конкурсы, фольклорные праздники, научные конференции, организованы ценные издательские проекты.
Нам необыкновенно повезло: Александр Иванович сам провел экскурсию по комнатам усадьбы. В его рассказе, как в мелодике Рахманинова, в единую вязь переплетается прошлое и настоящее, эпическое и лирическое - так и тянется это широкое дыхание, русский напев. Александр Иванович так говорит про Сергея Васильевича, его тещу и тестя, тетей и дядей, двоюродных сестер и братьев (Сатиных, Скалонов, Зилоти), его педагога Николая Сергеевича Зверева, будто он лично с ними знаком. Вязь времен, история русской культуры проступает через эту увлекательную семейную сагу. Иногда Ермаков делает «лирические отступления»: то нежно и с признательностью отзывается о друзьях Музея – Ирине Константиновне Архиповой, Михаиле Васильевиче Плетневе, Николае Львовиче Луганском и многих других, то гневно и горько – о его врагах – чиновниках разных мастей, невежах от музыки и не только, то страстно и заинтересованно – о юных дарованиях, молодых музыкантах, которым в нашей стране нелегко пробить себе дорогу, и которым он всем чем может старается помочь. Зная, что в программе выступления оркестра МГИМ имени Шнитке на Международном Рахманиновском музыкальном фестивале симфоническая поэма для хора, солистов и оркестра «Колокола», А.И. Ермаков рассказывает оркестрантам некоторые казалось бы частные, но важные подробности создания этого произведения, истории его исполнений, выдающихся интерпретаций. Александр Иванович человек страстный и пристрастный, его эмоциональность захватывает, и вот уже - через эту большую и сложную личность - по-новому открывается и фигура Рахманинова, и рахманиновская музыка.
Для Рахманинова Ивановка олицетворяла и семейный очаг, и всю Россию: сюда он стремился всю свою жизнь, особенно будучи в эмиграции. Здесь им задуманы, сочинены или обработаны почти все произведения русского периода. В своих воспоминаниях композитор писал об Ивановке: «Никаких природных красот там не было. Имение это было степное, а степи… без конца и края… сплошные поля пшеницы, овса и т.д. от горизонта до горизонта. Часто хвалят морской воздух, но если бы вы знали, насколько лучше степной воздух с его ароматом земли и всего растущего». Мы были в Ивановке, когда все поля были в снегу. Это захватывающе, хотя, конечно, захотелось увидеть все это поздней весной, когда цветет знаменитая ивановская сирень (и проходит «Сиреневый фестиваль»), и летом, когда так пахнут травы…
Провожая нас, А.И. Ермаков несколько раз повторил, что побывав в Ивановке, приобщившись к ее необыкновенной энергетике, музыканты начинают по-другому играть Рахманинова, по-другому его слышать. Уверена, так и будет.
Е.М. Шабшаевич, профессор МГИМ имени А.Г. Шнитке.
|