Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

Интервью с народным артистом России, профессором Юрием Слесаревым

13-ноября-2017


–Юрий Степанович, пользуясь случаем, хочу поздравить Вас с юбилеем, пожелать крепкого здоровья и новых талантливых учеников. Расскажите, как пришла идея создания концерта «От барокко до джаза»? Как Вы относитесь к этим стилям, особенно к джазу, который редко можно встретить в контексте академического концерта?

– Спасибо. Это была идея не моя, а моих учеников. Моя идея была в том, чтобы провести такой концерт именно со своими учениками,а они уже составляли сами программу. Я не имею ничего против того, что в концерте присутствует джаз, тем более, что мой ученик – Александр Вершинин , который работал когда–то в институте имени Шнитке, очень талантливый человек во всех смыслах. Он сочиняет и играет во всех жанрах, поэтому мне кажется, его сочинения придадут колорит и разнообразие концерту. Понимаете, главное, чтобы не было плохого вкуса, можно играть и Баха так, что люди отворачиваются и затыкают уши. Везде надо соблюдать эту тонкую грань. Джаз – это тоже искусство, нельзя ставить кого–то ниже, кого–то выше.

К сожалению, не все мои ученики смогут себя показать. Многие на гастролях, в разъездах.

– На концерте Вы играете Концерт для двух клавесинов, струнных и basso continuo до минор совместно с Викторией Слесаревой и Московским камерным Шнитке–оркестром. Как возникла мысль о сотрудничестве имеено с этим оркестром?

–Мы сначала хотели сделать концерт с консерваторским оркестром. Однако, так как возможность проведения этого концерта была определена только три недели назад, никто не знал, будет ли предоставлен зал. Консерваторский оркестр уже был занят, и с ним уже невозможно было что–то решить, поэтому очень хорошо, что ваш оркестр согласился помочь. Я знаю этот оркестр очень хорошо, много раз слышал, как они играют и очень рад, что Шнитке–оркестр будет выступать с нами.

– Вы успешно сочетаете педагогическую и концертную деятельности. Полезно ли педагогу быть концертирующим музыкантом?

– Мне кажется, что это просто необходимо, ведь это тоже опыт. Что такое педагог? Это человек, который должен помогать, а как можно помогать, когда сам не знаешь. Понимаете, можно конечно преподавать по–разному– можно внушать какие–то высшие туманные фразы, а можно говорить конкретные вещи. Мой педагог Виктор Карпович Мержанов прожил 93 года и до последнего момента он играл, старался выступать и каждый год заказывал концерт в Большом зале консерватории. Если даже не получалось по состоянию здоровья, он все равно на следующий год старался выступить. Он всегда говорил: «Главное – играть..». Мне кажется, это помогает жить человеку, помогает работать, поэтому это очень важная составляющая.

– На концерте 12 ноября будут играть некоторые Ваши ученики. Что Вы чувствуете, когда Ваши подопечные играют на сцене?

– Во– первых, все ребята, которые будут играть, очень талантливые и способные. Я чувствую только удовлетворение и гордость за них, за то, как они выросли. Ведь стать хорошим музыкантом– это огромный труд. Как бы ни был одарен человек, нужно трудиться. Я преподаю в консерватории уже примерно 45 лет, и за это время было колоссальное количество талантливых ребят, но даже при таких способностях и данных, к сожалению, многие не достигли желаемых высот. Кто–то видимо просто не хотел. Однако бывают случаи, когда в самом начале пути человек, обладающий средними способностями, но огромным желанием, развивался и начинал делать внушительные успехи, в результате добивался очень много. Я чувствую, что эти ребята достойны того места, на котором они находятся сейчас.

–Многие мечтают попасть в класс. Есть какие–то определенные критерии, по которым Вы отбираете учеников?

Нет, у всех есть одинаковые шансы, я никого не разделяю. У каждого есть какие–то свои проблемы. Трудно сравнивать,в принципе все стремятся к одному – освоить инструмент. Ведь что такое инструмент? Как говорил мой педагог: «Музыка должна разговаривать». У него есть книга с таким названием. А вот как разговаривать– этому надо научить. У каждого композитора свой язык. У Баха один, у Шнитке другой, у Шёнберга третий и так далее. Это надо понять и научиться говорить на всем этом многообразии языков. В этом и состоит главная задача педагога – научить ученика говорить.

–Вы следите за дальнейшей судьбой своих учеников?

–Не всегда удается, столько лет прошло. Бывают очень интересные случаи, как, например, в год скандала МММ был выпуск в консерватории, и у меня заканчивали учебу три человека – две Маши и Миша–МММ. Двое уехали работать в Америку, одна осталась в России. Как– то я сидел на конкурсе в Астане в жюри. Первую премию получил конкурсант из Китая, который оказался как раз учеником одной из этих моих выпускниц – Маши Ефимовой. Мне было очень приятно, что ее признали в этом конкурсе лучшим педагогом.

–Вы упомянули о том, что Ваши ученики уехали в Америку. Как Вы относитесь к тому, что сейчас многие музыканты уезжают за границу?

В этом ничего плохого нет. Некоторые уезжают, некоторые приезжают. Недавно был концерт, на котором играл Гидон Кремер. Он учился со мной в консерватории и сейчас живет за границей. Я не считаю это зазорным. В советское время нам давали распределение после консерватории как минимум в музыкальные училища. Когда я закончил консерваторию, меня и Валерия Афанасьева направили в Волгоград в консерваторию, которую только открылась. Но мы не поехали, потому что поступили в аспирантуру в Астрахани. После этого меня, Гидона Кремера и его жену распределили в Ашхабад, снова никто не поехал, но это я к тому, что тогда государство давало работу. Сейчас люди просто заканчивают консерваторию и все– свободен. Я как педагог не могу каждому подобрать работу, сложно понять, как сложится его судьба. С другой стороны, есть в этом некая свобода. Ребята устраиваются за границу, продолжают учиться, некоторые ,наоборот, приезжают сюда работать. Например, моя ученица Наталья Соколовская уже училась в Лондоне, в Италии, во Франции. В этом плане сейчас абсолютная свобода, и, если есть возможность и желание, почему нет? Я не вижу в работе и обучении за границей ничего плохого.

– Если говорить о русской фортепианной школе. Какие Вы видите перспективы ее развития? Как оцениваете фортепианное искусство сейчас?

– Перспективы сложно предсказать. Главное, чтобы был интерес у людей, у публики к этому искусству. Я помню, как на Первом конкурсе Чайковского люди лезли на крыши. Когда приезжал Микеланджели и Рубинштейн, люди прорывались на эти концерты. Была тяга людей к этому искусству, а сейчас, и в консерватории уже другое поколение. Я помню время, когда все очень живо этим интересовались, ходили на все концерты, посещали классные вечера. Сейчас же, к примеру, если я устраиваю классный вечер, то те ребята, которые на нем не играют, не приходят. Вот это для меня не очень понятно. Сейчас какой–то немного другой подход и отношение ко всему. Не знаю, хорошо это или плохо. Правда сейчас у меня есть ученик из Китая, которым я просто восхищен! Он настолько всем интересуется – ходит на все концерты и слушает музыку, записи. Как сохранить эту тягу? Я не знаю. Когда я был в последнее время в Германии, во Франции и в Англии, то пришел к выводу, что в основном учатся студенты из Азии, а местным это не очень интересно. Не хотелось бы, чтобы у нас случилась такая потеря интереса к музыке.

– Будем надеяться на лучшее. Большое спасибо за интересную беседу.



назад


Афиша

21
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
Концерт хоровой музыки


22
04/24

 
День виолончелиста в МГИМ им.А.Г.Шнитке


26
04/24

 
КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. Шнитке


26
04/24

 
Концерт исполнителей на духовых и ударных инструментах



 

Последние новости
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
04-апреля-2024
«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»
03-апреля-2024
31 марта 2024 года кафедра фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке совместно с Центром профессионального мастерства по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» ДОПСКИ при Департаменте культуры города Москвы провели IV Всероссийский конкурс-фестиваль "Piano ad libitum" для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.