Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

В ОЖИДАНИИ «МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОДАРКОВ». К юбилею профессора МГИМ имени А.Г. Шнитке Владимира Борисовича Болдырева

02-ноября-2017


В ОЖИДАНИИ «МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОДАРКОВ»

К юбилею профессора МГИМ имени А.Г. Шнитке Владимира Борисовича Болдырева (интервью с юбиляром)

 

В холле ДМШ имени В. В. Андреева стоял сильный шум, изредка прерываемый ударами по струнам нескольких балалаек. Людей было очень много: преподаватели, их ученики – все спешили воспользоваться уникальной возможностью – послушать авторский курс выдающегося исполнителя, Лауреата Всероссийского и Международного конкурсов, Заслуженного артиста РФ, Заслуженного деятеля искусств РФ, кавалера ордена Дружбы народов, профессора Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке Владимира Борисовича Болдырева.

— Владимир Борисович, 5 ноября у Вас будет юбилей. За все эти годы, Вами была проделана колоссальная работа. Вы и лауреат всевозможных конкурсов, и Заслуженный артист РФ, и Заслуженный деятель искусств, профессор, педагог. Нам интересно, как Вы к этому пришли? С чего Вы начинали?

— Не могу сказать, что я очень любил музыку, что у меня к ней была невозможная тяга... Нет, ничего этого не было, было значительно проще. Я сам из Воронежа. В соседнем доме жил преподаватель Воронежского музыкального училища по народным инструментам Василий Фёдорович Зубченко. И вот они с моим отцом виделись, ходили на рыбалку, и Василий Фёдорович как-то обратил внимание на мои руки да сказал отцу, что Володе впору балалаечником быть. В 10 лет меня отдали в Воронежское музыкальное училище в сектор педагогической практики. Там моим первым учителем был Максим Андреевич Бородин. Он был студентом 4 курса училища и солистом Воронежского хора. Я у него учился. И после окончания училища он перешёл работать в музыкальную школу, и я ушёл за ним. Стало быть, в 1958 году я пошёл в музыкальную школу № 1 Левобережного района, где учился у Максима Андреевича. И того я проучился у него шесть лет.  Закончив школу, я в 1963 году поступил в училище к В. Ф. Зубченко. Училище закончил экстерном за три года. В 1966 году поступил в ГМПИ имени Гнесиных  —  ныне это Российская академия музыки имени Гнесиных, в класс к Павлу Ивановичу Нечепоренко.  После окончания института я три года учился в ассистентуре-стажировке  также у Нечепоренко. Трудовая деятельность официально по трудовой книжке началась в 1968 году. Когда я был студентом третьего курса института, меня пригласили работать в Музыкальном училище Гнесиных. Там у меня и началась трудовая деятельность. После окончания института в 1971 году я был направлен по распределению в Московский государственный институт культуры, где проработал три года, а с 1975 года стал работать солистом Московской государственной областной филармонии, проработав там до 2002 года. С 2002 года я стал работать в Московском государственном институте имени А.Г. Шнитке как основной работник, хотя в Шнитке я работаю где-то с 1984 года по совместительству. Параллельно с концертной деятельностью я всё время занимался педагогической. С 1971 года и до сих пор я работаю в академии имени Гнесиных преподавателем. С 1984 года работаю в училище Октябрьской революции, которое теперь называется МГИМ имени А.Г. Шнитке. Работал в музыкальных школах имени В.В.Андреева и В.В.Стасова. Педагогическая работа сопровождала меня всю жизнь.

— Как развивалась Ваша концертная деятельность?

— Поскольку я солист Московской областной филармонии, лауреат нескольких конкурсов, я получил право сольного концерта. Много ездил по стране, выступал за границей. Первый раз я поехал за границу, в Италию, ещё в Воронеже, в музыкальном училище. В 66 году был в Японию, в 67 году – Египет, в 69 году – в ГДР; был в Америке, Норвегии, Финляндии, в Болгарии два раза, в Монголии. За границей были не сольные концерты, а номера. Часто выступал на различных фестивалях. В ту пору существовал  Росконцерт и Союзконцерт. По линии Росконцерта я ездил по России с сольными программами, а по республикам, таким как Прибалтика, Украина, Белоруссия,   Грузия, Армения не ездил. Поэтому я записался на приём к председателю Союзконцерта и долго с ней беседовал, после чего меня включили в план Союзконцерта.

— А как Вас встречали за границей?

— Лучше, чем за границей, исполнителей на балалайке не встречают нигде. Не зря говорят, что балалайка - это символ России, ведь инструмент не имеет аналогов в мире! Приведу пример: когда японцы придумали синтезатор, они туда «вбили» все тембры. И единственный тембр, которые они не смогли создать искусственным путём — это балалайка. Была мандолина, аккордеон, гобой, фагот, даже вокал был, а балалайки не было. Это мне в Японии рассказывали. Они говорили, что можно было записать звучание и так «вбить» в синтезатор, а искусственным путём создать тембр не удавалось.

— А в каких конкурсах Вы участвовали?

 — Первый раз я участвовал в IV Всероссийском конкурсе артистов эстрады 1964 года, когда был студентом второго курса Воронежского училища. Это первое моё участие в профессиональном конкурсе. Среди балалаечников там участвовали будущий Народный артист Анатолий Васильевич Тихонов, который получил вторую премию; будущий Заслуженный артист Республики Олег Николаевич Глухов. Диплом получил Валерий Минеев, кстати, Минеев и Тихонов – выпускники училища Октябрьской революции. И я, молодой парень из Воронежа получил грамоту за участие и поощрительную премию. В 1968 году я участвовал в международном конкурсе на Девятом Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Там участвовал Саша Цыганков, я и Слава Семёнов. И самый главный мой конкурс -  Первый Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, 1972 год, город Москва - первая премия среди балалаечников. После этого конкурса я получил очень приличную концертную ставку (Первая ставка у меня была в Воронеже, когда я играл в лектории.) В 1972 году мне дали право выступления с сольными концертами.  После этого конкурса у меня пошла плодотворная концертная жизнь.

— В некоторых источниках говорится, что Вы являетесь основоположником уникальной школы игры для балалаечников...

— Вовсе нет! Я не могу быть основоположником, ведь до меня были замечательные балалаечники, которые играли и преподавали, такие как Борис Сергеевич Трояновский, Николай Петрович Осипов, Павел Иванович Нечепоренко, который по праву считается основателем современной школы игры на балалайке. Я просто скромненько продолжаю их дело. Другое дело, что я, может, первый преподаватель в педагогической сфере, который работал во всех трёх звеньях: и в школе, и в училище, и в Вузе. Я считаю, что нужно учить ребят так, чтобы они сами стремились к знаниям, постоянно анализировали и занимались самообразованием. Я всегда говорю — никто тебя не научит, если ты сам себя не захочешь научить. Мне нравится, когда студенты спрашивают: «Ну как я сыграл?» Я отвечаю: «А чего же ты меня спрашиваешь? Ты же лучше меня знаешь, как ты сыграл. Вот ты мне и расскажи». И он начинает такое про себя говорить, и всё по делу. Это высший пилотаж, и так и должно быть, как мне кажется.

— А что Вас связывает с Нижегородской консерваторией?

— Поскольку я был гастролирующим музыкантом, у меня по всей России появились друзья. Конечно, они были и в Нижегородской консерватории.  Там была кафедра народных инструментов, но класса балалайки не было. Руководство консерватории хотело, чтобы на кафедре народных инструментов был также и класс балалайки. Поэтому они искали, кого бы пригласить туда работать. И вот нашли молодого человека с Украины, кажется из Донецка, Сергея Малыхина, который после окончания института  приехал в Нижний Новгород. Для того, чтобы работать в консерватории, ему нужно было иметь образование уровня ассистентуры-стажировки. И он поступил в консерваторию  на ассистента-стажера, а меня пригласили быть его преподавателем. Так что, я три года работал  как преподаватель в Нижегородской консерватории. Малыхин у меня закончил и впоследствии стал доцентом, а сейчас он профессор Нижегородской консерватории. Благодаря этому шагу нижегородцев исполнительство на балалайке по всему волжскому региону очень сильно скакнуло вперёд.  В этом большая заслуга С.П. Малыхина, моего ученика. Помимо всего, я там был несколько раз председателем государственной комиссии, председателем экспертной комиссии, но основное то, что с моей фамилией связано открытие класса балалайки в Нижегородской консерватории.

— А расскажите что-нибудь о своих учениках. Кто-то из них пошёл по профессии?

— Практически все пошли по профессии.

— Есть какие-то известные имена?

— Есть. Заслуженные артисты  Илья Косаревский и Игорь Талашов,  Заслуженный работник культуры Российской Федерации Наталья Рыбалкина,  профессор Нижегородской консерватории С.П. Малыхин. У меня есть и целая плеяда лауреатов всевозможных конкурсов: Антон Жуков, солист Ансамбля имени Александрова Василий Никитин, солист Оркестра радио имени Некрасова Дима Ибрагимов, преподаватель музыкальной школы имени Андреева и института музыки имени Шнитке Эльвира Донская, Денис Павлов, Андрей Павлов, Володя Теплов, Дима Калинин, Иван Виноградов, Юрий Ступак, Сергей Акимов. А один из моих первых  лауреатов  великолепный балалаечник, Лауреат V Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах и Международного конкурса «Кубок Севера» Евгений Робертович Шабалин - доцент кафедры народного исполнительского искусства МГИМ имени А.Г. Шнитке. Заканчивал сначала у меня, затем  Академию имени Гнесиных, там же ассистентуру-стажировку. После окончания и до сегодняшнего дня работает в институте Шнитке. Замечательный преподаватель,  замечательный человек.  У меня есть такой интересный постулат: никогда не жди благодарности от ученика. Обязанность преподавателя — учить, помогать ему познавать свою профессию. Многие учителя обижаются, если бывший ученик не звонит. Ну не звонит, значит всё в порядке у него. Вот когда будет не в порядке, он позвонит, что-то попросит, а ты ему и помоги. Но благодарности всё равно не жди.

— Хотелось бы поподробнее узнать о Вашей работе в институте имени А. Г. Шнитке.

— Я работаю там с 1984 года. Хорошее учебное заведение, которое как раньше, так и сейчас выполняет важную для Москвы функцию: куёт музыкальные кадры различных специальностей. Я пришёл в это учебное заведение, когда оно было училищем Октябрьской революции и все эти преобразования, которые мы прошли; оно было колледжем, потом бакалавриатом, а теперь это институт с мировым именем, всё это делалось на моих глазах. Замечательный коллектив, кафедра народников. Работают замечательные педагоги и учатся великолепные студенты.

— Расскажите, пожалуйста, о Вашем концерте, который состоится 5 ноября. Какие сюрпризы ждут зрителей?

— Я знаю, какая это морока — организовывать юбилей. Нужно со всеми договариваться, везде ходить. Но сейчас я уже не в том возрасте, поэтому решил, что ничего делать не буду. А вот студенты мои, которых я воспитал, собрались и решили, что организуют всё сами.

— Значит, приятные сюрпризы будут ожидать не только зрителей, но и Вас.  Большое Вам спасибо за интервью. Было очень приятно с Вами пообщаться.

Желаем Владимиру Борисовичу долгих лет жизни и творческих успехов!

 

Беседу вели студентки МГИМ имени А.Г. Шнитке  Галина Онучина,  Анна  Орлова (класс кандидата искусствоведения, профессора  Е.А. Зайцевой)

 

 

 



назад


Афиша

20
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
Концерт хоровой музыки


22
04/24

 
День виолончелиста в МГИМ им.А.Г.Шнитке


26
04/24

 
КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. Шнитке



 

Последние новости
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
04-апреля-2024
«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»
03-апреля-2024
31 марта 2024 года кафедра фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке совместно с Центром профессионального мастерства по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» ДОПСКИ при Департаменте культуры города Москвы провели IV Всероссийский конкурс-фестиваль "Piano ad libitum" для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.