ПРЕСС-ЦЕНТР: Интервью с с участником форума «Пространство звука: проблемы современного творчества», композитором Ильёй Хейфецем
25-апреля-2017
|
ФЕСТИВАЛЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ДОМЕ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ
"НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО"
|
|
Интервью с участником форума «Пространство звука: проблемы современного творчества», композитором, доктором философии в области музыкальной композиции, членом Союза композиторов России и Лиги израильских композиторов Ильёй Марковичем Хейфецем.
24.04.2017
- Илья Маркович, добрый день! Вы живете в Тель-Авиве, специально прилетели в Москву на фестиваль?
- Да, исключительно на этот фестиваль.
- Какие мероприятия удалось посетить?
-К сожалению, я не смог приехать на весь фестиваль, так как у меня ограничено время пребывания в Москве. Я посетил концерт музыки народных инструментов, также был на концерте в Российской академии музыки имени Гнесиных.
- Расскажите о Ваших впечатлениях.
- Впечатления от последнего концерта очень сильные. Я бы сказал, что почти почувствовал себя счастливым. Потому что концерт был подобран очень хорошо –прекрасная музыка и изумительные исполнители, молодые, но при этом – очень профессиональные.
- Вы являетесь популяризатором современной академической музыки. В том числе в своем родном городе – в Омске.
- Да, когда я там жил, то проводил ежегодные смотры молодых композиторов – учащихся музыкальных школ.
- Что на Ваш взгляд претерпевает академическая музыка сейчас?
- Могу сказать о состоянии академической музыки в целом. Естественно, молодые композиторы, которые в неё приходят, сталкиваются с большими проблемами. Я думаю, что вы и сами чувствуете, что традиции классической музыки, которые в ХХ веке продолжали такие композиторы, как Стравинский, Шостакович, Шёнберг, пришли сегодня к какому-то тупиковому состоянию. Молодые композиторы, которые сегодня выступают на ниве музыкального искусства, считают отличительной чертой современной музыки полный разрыв с классическими традициями. Получается, что если ты порвал связь с классикой, сжег все мосты, то ты современный композитор, который может заниматься спектральной музыкой, сонористической, минималистической, любой, где отсутствует человек. Мне кажется, очень большая опасность состоит в этой прерванной связи, ведь содержание той музыки является определяющим, а не внешним аспектом. Вы знаете, очень многие современные композиторы плохо ознакомлены с классической и романтической техникой, и даже классикой ХХ века- они учатся на современной технике письма. Им этого хватает – пишут оформления к фильмам, театральным постановкам, такая музыка проходит на фестивали, потому что она модерновая, значит будут принимать.
- Какие музыкальные направления Вам близки как композитору? К каким мотивам в творчестве любите обращаться? Что Вас вдохновляет?
- Я считаю себя принадлежащим к классическим традициям академической музыки. Для меня в музыке в центре стоит человек и его отношения с окружающим миром, с Богом, природой, человеческой средой. Конкретно своим я считаю продолжение традиций музыки с этническим началом. Сегодня, в век общей глобализации, которая зашла в тупик, люди возвращаются к истокам, своим национальным отличиям, развивая традиции прошлого. Я являюсь приверженцем именно этого направления. Это можно называть как угодно, некоторые говорят, что я впадаю в фольклоризм, но это не так. Я не использую прямые цитаты, скорее стараюсь познать глубину национальной музыки, чтобы понять какие идеи вдохновляли тех композиторов и людей из народа. Сейчас же нет понятия фольклор, считается, что это что-то устаревшее, есть традиционная музыка. И эти традиции нужно сохранять.
- Большое спасибо за интересное интервью.
|