ПРЕСС-ЦЕНТР: "Между прошлым и будущим"
24-апреля-2017
|
ПРЕСС-РЕЛИЗ |
|
МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
Сегодня, 23 апреля, Фестиваль в музыкальном доме Альфреда Шнитке отмерил половину своего пути. Уже состоялось несколько концертов, интенсивно проходят конкурсные программы, началась научная конференция. И в этой череде событий новым примечательным явлением стал концерт-встреча студентов и преподавателей МГИМ им. А. Г. Шнитке и Высшей музыкальной школы (Международная консерватория) г. Дортмунда (Германия), только что завершившаяся в Концертном зале РАМ им. Гнесиных. В концерте звучали произведения Ф. Пуленка, О. Мессиана, И. Стравинского, Д. Шостаковича, Р. Щедрина, Д. Лигети, композиторов, в середине ХХ века определявших новые пути развития музыкального языка, а ныне ставших классиками ХХ века.
Преимущество в сегодняшнем концерте было отдано камерной музыке. В первом отделении исполнялись дуэты для скрипки с фортепиано, голоса с фортепиано и инструментальное трио (гобой, виолончель и фортепиано). Свежо и выразительно прозвучала первая часть Трио Пуленка, в которой неоклассическая ясность ансамбля соседствовала с пылкой романтичностью гобойного соло. Произведения этого композитора всегда подкупают искренностью тона, ярким мелодизмом, и на этот раз слушатели были увлечены живой непосредственностью музицирования. На должной высоте были и исполнители: Л. Попов (гобой), А. Курдюмова (виолончель), К. Кемова (фортепиано), каждый из которых не только показал мастерское владение своим инструментом, но и прекрасное слышание ансамбля, чуткость взаимодействия всех инструментов.
Высокий исполнительский уровень продемонстрировали оба инструментальных дуэта. У А. Галиханова (скрипка, Дортмунд) и И. Ермиловой (фортепиано, МГИМ) выразительно, с глубоким проникновением в авторский замысел прозвучала Тема с вариациями О. Мессиана; Ш. Воронков (скрипка, Дортмунд) в дуэте с И. Ермиловой покорили исполнением Дивертисмента из бал. И. Стравинского «Поцелуй феи», в котором виртуозно разработана тема Чайковского из знаменитой «Колыбельной песни в бурю». В обоих ансамблях успешно выступила пианистка И. Ермилова, которая проявила себя как прекрасный ансамблист, не только тонко чувствующий функцию фортепианной партии, но и великолепно слышащий всю фактуру, создающий единство целого.
Как всегда ярким было выступление Марьям Фаттаховой (сопрано), на отличном профессиональном уровне спевшей интонационно сложное Сольфеджио Р. Щедрина (жаль, что только одно, а не все три!). Вместе с пианисткой Дарьей Кирилловой исполнительница превратила внешне традиционное упражнение, по сути дела – этюд, в озорную комическую сценку. Дополнив ее эмоциональным и мимическим рисунком, певица вместе с пианисткой по сути дела создали на концертной сцене своеобразный маленький камерно-вокальный театр.
В заключение первого отделения концерта дуэт юных скрипачей из Дортмунда подарил российским слушателям виртуозно сыгранный «бонус» - Каприс Г. Венявского.
Второе отделение было посвящено оркестровой музыке. Как дань классике первой половины XX века прозвучало одно из самых значительных сочинений Шостаковича - Первый скрипичный концерт, обобщивший многие характерные признаки музыки этого композитора. В исполнении профессора Hochschule Дортмунда А. Островского это произведение, созданное в знаменательном для отечественных музыкантов 1948 году, звучало абсолютно современно, словно было не воспоминанием о прошлом, а ощущением дня сегодняшнего. Солист и симфонический оркестр МГИМ им. А. Шнитке под управлением Заслуженного артиста Р.Ф. И. Громова в этом сложном симфоническом цикле прекрасно дополняли друг друга. Напряженно динамично прозвучала вторая часть Концерта – колючее скерцо, подлинной же кульминацией и обобщением цикла естественно стала философски-напряженная – Пассакалия.
Солнечный финал Румынского концерта для оркестра Д. Лигети перевел концертное действо от трагических размышлений в стихию народного танца и стал достойным завершением вечера. Написанный почти одновременно с концертом Шостаковича и принадлежащий раннему творчеству композитора, он своей открытой жизнерадостностью, бурной энергией ярко контрастировал драматическому сочинению отечественного классика.
Исполнение оркестровых сочинений показало значительный творческий рост студенческого коллектива, непрерывное развитие его мастерства и художественной зрелости. Хочется поздравить выступавших и их руководителя: не случайно сегодня им выпали и заслуженные цветы, и запомнившиеся бисирования, оба, конечно, из «Болта» Шостаковича. В первом из них в шутливом тоне проявил себя скрипач А. Островский, неожиданно вставший за дирижерский пульт.
Радостным событием, оживившим академическую атмосферу вечера, стало также награждение победителей XII детско-юношеского конкурса композиторов, только что завершившегося в МГИМ. Благодаря этому эпизоду в программе появился еще один ансамблевый номер – лауреат первой премии конкурса А. Кунгурцева (Новосибирск) представила фрагмент из своей конкурсной программы – Девичьи песни на стихи древних китайских поэтов (солистка Наталья Басистая).
кандидат искусствоведения, профессор Фадеева О.С.
|