Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Концерт к 30-летию Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

СМИ о нас. Интервью доцента МГИМ им. А.Г. Шнитке, руководителя фестиваля к юбилею К.М. Вебера Ольги Филатовой журналу "Музыкальный Клондайк""

01-марта-2017


В ПОИСКАХ ВЕБЕРА…

В начале февраля в Москве завершился фестиваль, посвящённый юбилею создателя немецкой романтической оперы К.М. фон Вебера. Концертные мероприятия фестиваля прошли в крупнейших залах Москвы: Большом, Малом, Рахманиновском залах, зале Мясковского МГК им. П.И. Чайковского, Бетховенском зале ГАБТ, Камерном зале ММДМ. Организаторы фестиваля – Московское музыкальное общество, старейшая музыкально-просветительская организация Москвы, совместно с Московской консерваторией, МГИМ им.А.Г. Шнитке и Большим театром РФ. Автор идеи и художественный руководитель проекта – Ольга Филатова, концертирующая пианистка, лауреат международных конкурсов.

- Ольга, в Московском музыкальном обществе Вы не просто занимаете административную должность заместителя председателя фортепианной комиссии, но и являетесь непосредственным организатором концертов и фестивалей. Назовите самые яркие, на Ваш взгляд, мероприятия, прошедшие за последнее время.

- Я думаю, в первую очередь, нужно отметить проект, посвящённый двойному юбилею братьев Рубинштейнов. Мы организовали ряд совместных концертов двух консерваторий – Московской и Санкт-Петербурга, в которых принимали участие и педагоги, и студенты. Уже прозвучали программы, посвящённые музыке Первой мировой войны, юбилею Шекспира и 150-летию Александра Зилоти, брата и учителя Рахманинова. Также постоянно идёт работа над тематическими и юбилейными концертами. Теперь – Вебер. Ведь основная цель ММО –просветительские проекты, которые затрагивают важные имена и важные темы для того, чтобы они не были забыты. Так и с Вебером - 230 лет со дня рождения, 190 лет со дня смерти, но, по сути, эти даты никак не отмечались у нас в России и не особенно были замечены в Европе. Мы мало знаем его творчество – оперу «Волшебный стрелок», несколько сочинений, в основном – фортепианных и кларнетовых. Но у Вебера обширное наследие, это был крупный композитор. Дело даже не в том, что его недооценили, дело в том, что он до сих пор до конца не открыт. Поэтому в ММО при поддержке Председателя, ректора Московской консерватории А.С. Соколова было решено провести такой фестиваль.

- Любые задачи, в том числе и просветительские, легче исполнять, когда есть какое-то личное отношение. Что для Вас, как для музыканта, значит имя Вебера?

- С музыкой Вебера связаны личные воспоминания. Я много играла его в детстве, с веберовской программой поступала в ЦМШ. Приятно, что прошло энное количество лет, и я в Москве сделала этот фестиваль. Предвосхищая вопрос о любимом произведении, хочу сказать, что сыграно уже немало. 1 февраля в рамках фестиваля впервые в России прозвучали сразу четыре сонаты Вебера, и неизвестно, когда это повторится. Сонаты исполняли Денис Бурштейн, Даниил Саямов, Мария Аникина. Мне досталась Первая, но я с удовольствием сыграла бы все. Также в рамках фестиваля я играла Трио и Концерштюк с оркестром Musica viva. Что касается Вебера, как художника, достаточно любопытно то, что это родственник Моцарта. В нём есть и моцартовское изящество, и театральность, и яркость, свойственная людям, хорошо знающим театр. Вебер вырос в театре: его отец держал свой маленький оперный театр, мама была певицей. И ребёнок, который вырос за кулисами, знал абсолютно всё о театральных эффектах. Он не очень увлекался интимностью и созерцательностью, не любил Шуберта, но очень любил Бетховена. И Бетховен с гордостью говорил, что «именно так немцы должны расправляться с итальянскими тру-ля-ля». Вообще Вебер для немцев всё равно, что для нас Глинка. Это имя не может быть забыто, поэтому о нём стоит напоминать ещё и ещё раз.

Даниил Саямов, Мария Аникина, Ольга Филатова, Денис Бурштейн

Даниил Саямов, Мария Аникина, Ольга Филатова, Денис Бурштейн

- В шести концертах фестиваля масштабно представлено оперное, симфоническое и камерное, в т.ч. вокальное наследие Вебера и его современников. Что нового прозвучало для российской публики?

- Стоит отметить редко звучащие хоры Вебера, которые были исполнены в Доме музыки Концертным хором МГИМ им. А.Г. Шнитке (худ.рук. профессор Александр Соловьев). открытие фестиваля К.М фон Вебера. Концертный хор МГИМ им.А.Г Шнитке, художественный руководитель - Профессор А.В Соловьев, дирижер Сергей Сидоренко, Концертмейстер Дарья Ястрежембская.

Открытие фестиваля. Концертный хор МГИМ им.А.Г Шнитке, худ. рук. - профессор А.В Соловьев,

дирижер Сергей Сидоренко, Концертмейстер Дария Ястрежембская.

Замечательные песни и арии Вебера исполнялись в Рахманиновском зале Консерватории солистами Геликон-оперы и Большого театра. Про четыре фортепианные сонаты я уже упомянула. Что касается БЗК, то в нём прозвучало попурри Вебера для виолончели с оркестром в блестящем исполнении народного артиста России Александра Рудина и Московского камерного оркестра MUSICA VIVA. Они же исполнили не известную отечественной публике симфонию Х.К. Арриага, испанского современника Вебера.

Важно то, что мы бы хотели показать и культурный срез той эпохи, в которой жил немецкий композитор, и его связь с другими авторами. Например, Вебер-Бетховен-Шуберт. Очень интересно послушать музыку таких не похожих друг на друга современников, интересно оказаться на месте слушателя того времени. Поэтому в наших программах можно было услышать итальянские арии рядом с ариями Вебера, песнями Шуберта и камерной лирикой Бетховена. В это же время в России появляется Глинка. Поэтому мы поставили в программу вокального концерта ещё и каватину Людмилы. То есть, слушатель имел возможность сравнить Вебера с другими композиторами, выявить для себя его лицо. Год назад, когда возникла идея этого фестиваля, я разговаривала с музыкантами и многие мне говорили: «Зачем вы это делаете? Вебер – такой композитор, который немного похож на Шопена, немного на Бетховена, немного на Шуберта. Собственно, кто он такой?». Оказалось, что эти люди не слышали, практически, ничего. А у Вебера есть своё лицо: оно экстравагантно, оно любопытно, и как раз очень интересно сравнить его с другими представителями эпохи.

- Если Вам удалось воплотить Ваш грандиозный замысел, наверняка, были люди, которые сразу поддержали этот проект.

- Конечно. Поддержали очень многие. Генеральный спонсор фестиваля, совладелец холдинга «NIKMA GROUPE» Марк Гурецкий, ООО «Бабаев и партнёры» и другие благотворители. Большой вклад внес МГИМ им. А.Г. Шнитке, институт блестяще провёл концерт в ММДМ. И.о. Ректора МГИМ А.И. Щербакова лично говорила приветственное слово на открытии фестиваля.

Большой театр – это особая страница, которую Московскому музыкальному обществу удалось перевернуть. Первый раз мы сделали совместный проект. Нас принимали в Бетховенском зале, и музыканты оркестра Большого театра, и вокалисты сразу обозначили себе программу: они хотели исполнять Квинтет Вебера, Трио для фортепиано, флейты и виолончели, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано и ещё ряд произведений. В целом – поддержка была очень серьёзной, артисты ГАБТ выступили во многих концертах фестиваля.

После концерта в Бетховенском зале Большого театра.

Можно особо отметить роль Александра Израилевича Рудина. Он крупнейший просветитель нашего времени. Уже трудно сосчитать количество премьер, которые исполнил он сам и его оркестр. Столько музыки, которую он открыл! Не секрет, что в классической музыке есть тенденция исполнять что-то популярное и идти на поводу у слушателей. Именно Рудин несколько лет назад целиком представил московскому слушателю оперу «Оберон». Поэтому я сразу же позвонила ему, как только фестиваль был утверждён.

Ольга Филатова, Александр Рудин

Закрытие фестиваля. Ольга Филатова, Александр Рудин.

Откликнулись и пианисты, которые мгновенно разобрали все сонаты для исполнения, оставив мне Первую. Пришлось играть много до-мажорной музыки…(улыбается).

Один из наших концертов 4 февраля был конкурсным. В том смысле, что участниками и исполнителями на нём были лауреаты и члены жюри Конкурса имени Д.Б. Кабалевского, который проходил параллельно с фестивалем. Хотелось бы поблагодарить за поддержку лично В.Ф. Щербакова – Президента Фонда Кабалевского, профессора, концертирующего пианиста.

- Фестиваль закончился, да здравствует фестиваль?

- Мы хотели бы в ближайшем году провести конкурс Московского музыкального общества, чтобы дать возможность музыкантам выступать в рамках наших концертных программ, презентовать ангажементы. Не только раздать им какие-то премии и призы, хотя это тоже важно. Также есть желание провести фестиваль фортепианных дуэтов и возродить общедоступные просветительские концерты, пользовавшиеся популярностью когда-то в начале XX столетия. Это даже не мечта, а идея, которая сейчас прорабатывается. Будем надеяться, что московская публика с удовольствием будет приходить на концерты классической музыки.

Беседовала Елена АЛЕКСАНДРОВА

По материалам сайта МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК



назад


Афиша

01
04/24

 
Юношеский симфонический Шнитке-оркестр


02
04/24

 
РОБЕРТ РАХИМОВ (баян), Русский народный оркестр колледжа МГИМ им. А.Г.Шнитке


03
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


04
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


06
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ



 

Последние новости
28-марта-2024
28 апреля Музыкальный дом Альфреда Шнитке принимал гостей — студентов и преподавателей Строгановки
13-марта-2024
Театральный авангард на тему Шостаковича на сцене МГИМ им. А. Г. Шнитке
23-декабря-2023
21 декабря 2023 года в Детской музыкальной школе имени Ю.А. Шапорина, структурном подразделении ГБОУ ВО МГИМ им. А.Г.Шнитке, состоялось заседание Общего собрания Совета директоров образовательных организаций, подведомственных Департаменту культуры города Москвы
22-декабря-2023
Заключительный концерт Всероссийского фестиваля «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ – OPUS 34» 19.12.2023
14-декабря-2023
Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке объявляет о проведении учебно-творческого проекта «Концерт для виолончели с оркестром. Практический курс».

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.