Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Дорогие абитуриенты!

20 июня открывается прием документов для поступления в МГИМ им. А.Г. Шнитке.




Главная / Наука / Правила оформления научного текста (статьи, монографии, диссертации)
 
Правила оформления научного текста (статьи, монографии, диссертации)

Простые правила оформления печатного текста

1. После знаков «точка», «запятая», «двоеточие», «точка с запятой», «восклицательный знак», «вопросительный знак», «параграф», «номер» ставится пробел, перед этими знаками пробел не ставится, например:

Правильно: «важно отметить, что…»;

Неправильно: «важно отметить,что…»;

Неправильно: «важно отметить , что…».

После знаков  «параграф», «номер» ставится пробел, например:

Правильно: № 25, § 3;

Неправильно: №25, §3.

Сдвоенные знаки между собой не разбивают (№№ 1-3, §§ 4,5).

Числа и буквы, разделенные точками, набирают без отбивок (1.3.14.а).

Знаки %, от предшествующих чисел не отбивают:

Правильно: 50%,

Неправильно: 50 %.

2. Скобки и кавычки оформляются следующим образом: перед открывающейся скобкой (кавычкой) – пробел, затем само слово или предложение (без пробела), после закрывающейся скобки (кавычки) – снова пробел. Например:

- …множество целей (познавательных, практических) в различных видах деятельности…;

- в статье И. И. Иванова [7] обобщаются…;

- «Никогда не мстите подлым людям. Просто станьте счастливыми. И они этого не переживут», – сказал Юрий Никулин.

3. Существует различие между знаками «дефис» и «тире». Дефис короткий, до и после дефиса пробел отсутствует, например:

чёрно-белый;

тире длиннее, с обеих сторон от тире ставится пробел, например:

Москва — столица нашей Родины.

По правилам, между словами ставится длинное тире (—), которое отделяется пробелами с двух сторон от предыдущего и последующего слова (см. предыдущий пример). Между цифрами и числами ставится короткое тире (–), но не дефис (-) и никогда не отделяется пробелом:

1976–1998 гг.; 5–6 часов

На практике часто (вопреки правилам) в тексте используется короткое тире (но не дефис):

Москва – столица нашей Родины).

4. Между инициалами и фамилией желательно после точки ставить знак «неразрывный пробел» «ctrl»+«shift»+«пробел», например:

И. И. Иванов.

Также допустимы другие варианты (с пробелами и без пробелов). Необходимо соблюдать единый формат оформления инициалов в пределах одной работы.

5. При наборе списков перечислений должны быть выравнены по вертикали разряды чисел в номерах пунктов и начало текста во всех пунктах. Для нумерации пунктов разрешается применять только арабские цифры:

- либо с точкой:

1. Текст.

2. Рукопись.

- либо со скобкой

1) текст;

2) рукопись.

При этом, если перечисление идет через точку, то слово начинается с заглавной буквы и в конце ставится точка. Если в нумерации используется скобка, то слово начинается с маленькой буквы и в конце ставится точка с запятой.

6. Пробелы по всему тексту должны быть одинарными. Не допускаются двойные, тройные и т.д. пробелы:

Правильно: музыка и живопись;

Неправильно: музыка   и    живопись.

7. Для создания красной строки абзаца используйте только (!) абзацные отступы. Нельзя для обозначения абзацного отступа использовать клавишу «Пробел» или «Табуляция».

Правильно:

В статье рассмотрены проблемы…

Неправильно (с помощью клавиши «пробел»):

     В статье рассмотрены проблемы…

Неправильно (с помощью клавиши «табулятор»):

            В статье рассмотрены проблемы…

Правила оформления научных статей

 

Файл текстовой части статьи должен включать в себя:

  • шапку статьи;
  • аннотацию и ключевые слова;
  • структурированный текст статьи;
  • список литературы (не менее 3 наименований, расположенных по алфавиту).

 

Шапка статьи содержит: 1) авторы, краткие сведения о них; 2) название статьи.

Формат данного пункта определяется требованиями журнала (сборника), в котором публикуется статья.

Чаще всего требуется указать фамилию и инициалы автора, его должность и место работы. Иногда указывается ученая степень и ученое звание, адрес электронной почты. Часто инициалы предшествуют фамилии.

Если статья написана в соавторстве, то для каждого автора указываются сведения о нем. Весь раздел часто оформляется курсивом, выравнивание – по правому краю.

Для оформления названия необходимо придерживаться следующих общепринятых правил оформления заголовков:

  1. Строку заголовка не заканчивают предлогом, союзом, наречием — их необходимо перенести на следующую строку.
  2. Переносы в заголовках не допускаются.
  3. Точка в конце заголовка не ставится.

 

Формат данного пункта также определяется требованиями журнала (сборника), в котором публикуется статья. Часто заголовки оформляются прописными буквами (шрифт полужирный), выравнивание – по центру. Например:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация представляет собой краткую характеристику статьи. Включает в себя характеристику основной темы, проблемы научный статьи, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в изучаемой области знаний. Размер аннотации определяется требованиями журнала (сборника), в котором публикуется статья. Часто она состоит из 5-6 предложений.

Ключевые слова – перечень 3-10 слов и словосочетаний, определяющих тематику статьи, ее специализацию и круг вопросов, содержащихся в тексте.

Пример:

Аннотация. Статья посвящена концепционным и композиционным особенностям уникального произведения великого австрийского композитора-симфониста, предназначенного для ансамбля солистов. Делается вывод о том, что в творческой эволюции Брукнера Квинтет обозначил начало позднего периода, в рамках которого были созданы симфонии с 7 по 9. В статье выделены архитектонические особенности компоэиционного строения Квинтета, соответствующие типологическим формам брукнеровского симфонизма, и делается вывод о решающем значении работы над Квинтетом в процессе прогрессирующего преодоления инерции органной регистровки и импровизационной манеры изложения материала на стиль симфоний Брукнера.

Ключевые слова: кособенности и композиционные структуры, архитектоника музыкальной композиции, трехтемная экспозиция сонатной формы, брукнеровская оркестровка, практика органной импровизации и регистровки.

Текст статьи

Общепринятым является использование следующих параметров:

  • шрифт – Times New Roman;
  • размер – 14;
  • межстрочный интервал – 1,5;
  • абзацный отступ – 1,25 или 1,27;
  • отступ между абзацами: до – 0, после – 0;
  • выравнивание – по ширине.

Текст разбивается на абзацы. Может содержать подзаголовки. Иногда, в соответствии с требованиями журнала, структурируется по рубрикам: например: Введение. Методология. Дискуссия. Основные выводы. Результаты.

В тексте содержатся ссылки на литературу, указанную в конце статьи. Ссылки оформляются в виде квадратных скобок, например:

«В этом высказывании, – пишет автор, – музыкальное слово-интонация – это живое дыхание человека, его мысль-чувство, воплощенное в звуке» [5, 43].

Первое число в квадратных скобках указывает на номер источника в списке литературы – 5, второе число – номер страницы в данном источнике – 43.

Допустимы следующие оформления ссылок:

[5, 43]; [5, 43] (второе число курсивом); [5, с. 43].

Возможна ссылка только на номер источника, если в тексте не приводится цитата из этой книги, например:

Автор, рассматривая музыкальное слово-интонацию, говорит о единстве мысли и чувства [5].

Если необходимо дать ссылку на 2 и более источников, между ними ставится точка с запятой, например:

Этот факт подробно описан в научной литературе [4; 5; 6].

Постраничные сноски для ссылок на литературу в статьях не допускаются (за исключением особых требований какого-либо журнала). В постраничных сносках размещаются только необходимые уточнения, примечания.

Текст может содержать рисунки, таблицы, схемы, графики. Они обязательно нумеруются. Нумерация рисунка и его название располагаются под рисунком, выравнивание по центру. Нумерация состоит из двух чисел (Рис. 1.1), где первое число – номер главы, второе число – номер рисунка в главе.

Например:

Так же следует упомянуть еще об одном способе съема звука — это передача сигнала посредством MIDI-конвертера или контроллера (рис. 1):

Рис. 1.1 MIDI-конвертер

При использовании иллюстраций желательно использовать формат TIFF с разрешением 300 dpi или формат JPG с разрешением, соответствующим размерам 640*480 не менее 1 Мб.

Если в тексте приводятся таблицы, они нумеруются над таблицей (выравнивание по правому краю, курсивом): Таблица 1.1. Название приводится также над таблицей (полужирный шрифт, выравнивание по центру):

Таблица 1.1

Название таблицы

Название
столбца

Название
столбца

Название
столбца

Название
столбца

информация

информация

информация

информация

 

Оформление списка литературы

 

Данный раздел может называться Литература, Список литературы или Библиография в зависимости от требований журнала (сборника), в котором публикуется статья.

Чаще всего список нумеруется и располагается по алфавиту (если нет специальных требований журнала по оформлению этого раздела).

Год, том, номер журнала и т.п. разделяются между собой и отделяются от соответствующих цифр пробелами (или пробелом и тире):

 

Музыкальная академия. 1992. Т. 29. № 2. С. 213. Или:

Музыкальная академия. – 1992. – Т. 29. – № 2. – С. 213.

Musicum. 1992. V. 29. № 2. P. 213. Или: Musicum. – 1992. – V. 29. – № 2. – P. 213.

Перед годом после названия издательства или города (если издательства нет) ставится запятая.

СПб., 1899. Или: М.: Наука, 2010.

Так, в соответствии с требованиями ГОСТ (2003),

библиографическое описание монографии оформляется следующим образом:

Иванов И.И., Петров А.А. Культурология: уч. Пособие для студентов гуманитарных вузов. – М.: Наука, 2010. – 456 с.

Библиографическое описание статьи в сборнике оформляется следующим образом:

Иванов И.И. К вопросу о комплексном развитии личности // Наука и культура: сб. материалов I Всероссийского конгресса молодых педагогов. – СПб.: ОАО «АРТ», 2012. – С. 55-59.

Библиографическое описание статьи в журнале оформляется следующим образом:

Иванов И.И. Музыкальное образование в контексте современных проблем культуры // Вопросы искусствознания. – 2012. № 9 (45). Т. 1. – С. 55-59.

Библиографическое описание интернет-источника обязательно содержит название сайта, интернет-адрес, дату обращения к сайту (поскольку ссылка может оказаться недействующей):

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html#_ftn1 (дата обращения: 24.02.2013).

ГОСТ допускает оформление источников без тире, например:

Иванов И.И. Музыкальное образование в контексте современных проблем культуры // Вопросы искусствознания. 2012. № 9 (45). Т. 1. С. 55-59.

 

Оформление диссертаций и монографий

Крупные авторские работы (монографии, учебники, учебные пособия, диссертации) имеют следующую структуру:

  • титульный лист;
  • оборот титула;
  • содержание;
  • текст;
  • библиография;
  • приложение.

Титульный лист чаще всего содержит следующие сведения:

  • название организации;
  • автор;
  • название книги;
  • жанр (монография, учебное пособие и т.п.);
  • гриф (например, Рекомендовано УМО вузов по педагогическому образованию в качестве учебного пособия по направлению 44.06.01 – Музыкальное образование) – может отсутствовать;
  • город, год.

При оформлении титульного листа допустимы различные варианты шрифтов и интервалов (если это не противоречит требованиям издательства или Диссовета).

Оборот титульного листа («оборот титула») оформляется в соответствии с требованиями издательства. Содержит классификационные индексы ББК, УДК, международный стандартный номер ISBN, библиографическое описание книги, аннотация к изданию, сведения об авторских правах – @, сведения о рецензентах.

Содержание оформляется одним из нескольких способов:

  1. В виде таблицы. Пример:

Введение

           

4

Глава 1. Сущность понятия толерантность

 

7

1.1. Понятие, виды и основные критерии толерантности

 

7

1.2. Пути формирования толерантного отношения

 

13

 

  1. С помощью функции «табулятор». Пример:

Введение .....................................................................................................................................  4

Глава I. Молодежь в социокультурном пространстве ...........................................................  7

1.1. Молодёжь как социальная группа .............................................................................  7

1.2. Актуальные проблемы современной молодёжи ...................................................... 11

 

  1. Формируется автоматическое содержание средствами Word. Пример:

Введение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБЩЕНИЯ.. .9

1.1. Проблема понимания музыки. 9

1.2. Музыкальное произведение как модель человеческого общения. 15

 

Текст книги:

  • разбит на главы, параграфы (другие разделы) и имеет заголовки и подзаголовки. Все разделы книги должны быть оформлены в едином стиле (например, ЗАГОЛОВКИ прописными буквами, жирным шрифтом, выравнивание по центру; Подзаголовки – строчными буквами, жирным шрифтом, выравнивание по центру;
  • разбит на абзацы. Абзацный отступ 1,25 или 1,27. Выравнивание – по ширине. Между абзацами интервала нет;
  • содержит постраничные сноски, содержащие как отдельные примечания, так и ссылки на литературу. Ссылки на литературу могут быть оформлены в виде квадратных скобок (см. раздел «Оформление научных статей»). Для отдельной книги должна быть принята единая форма ссылок на литературу (либо в виде постраничных сносок, либо в виде квадратных скобок);
  • нумерация страниц – внизу по центру;
  • для выделения слова или группы слов в тексте лучше использовать выделение полужирным шрифтом или курсив (подчеркивание и разрядка – нежелательны).

 

Правила оформления сносок:

  • сноски формируются только автоматически (вкладка «ссылки» - «вставить сноску»);
  • сноски оформляются тем же шрифтом, но размером на 2 кегля меньше, чем основной текст (например, если текст оформлен шрифтом Times New Roman, размер 14, то сноски должны быть оформлены шрифтом Times New Roman, размер 12; абзацный отступ – 1; выравнивание – по ширине;
  • сноски нумеруются арабскими цифрами;
  • нумерация сносок должна начинаться на каждой странице;
  • при оформлении сноски цифра следует сразу после текста, затем ставится точка (запятая), например:

 

Домристами забыт «гитарный прием» или «гитарное пиццикато», который пользуется столь большим спросом у балалаечников[1].

  • если сноска идет после цитаты, то порядок оформления следующий: последнее слово цитаты, закрывающаяся кавычка, номер сноски, точка, например:
  •  

…публичные школьные спектакли были признаны школой «тщеславия и притворства»2.

  • в тексте сноски приводятся все необходимые выходные данные использованных работ, например:

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд., стереотипное. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. С. 334.

  • при повторном цитировании одного и того же произведения указываются сокращенные данные, например:

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. С. 335.

  • если сноски на одну и ту же книгу несколько раз размещаются на одной странице, то 2-я и последующие сноски оформляются оборотом «Там же», например:

Наиболее известна статья Н. И. Пирогова «Быть или казаться» 1858 г., в которой публичные школьные спектакли были признаны школой «тщеславия и притворства»[2]. Автор статьи ставит вопросы о допустимости театрального лицедейства детей, о публичном выступлении их на театральных подмостках, о возможности изображения детьми «различных сторон жизни во всей ее сложности с неизбежными теневыми отражениями»[3]. И в конце концов ставится вопрос о возможности существования детского или школьного театра[4].

 

Правила оформления Литературы – см. раздел «Оформление научных статей».

Приложение не является обязательным разделом книги. Если книга содержит несколько приложений, каждое из них должно быть пронумеровано (Приложение 1, Приложение 2) и начинаться с новой страницы.

 

[1] При исполнении гитарных приемов на балалайке и домре все пальцы правой руки, за исключением большого, извлекают звук движением снизу-вверх, т. е. извлечение звука на одной струне с использованием всех пальцев правой руки поочередно.

[2] Пирогов Н. И. Избранные пед. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – С. 97.

[3] Там же.

[4] Там же. С. 103.

 

Скачать правила оформления научного текста (*pdf)


Афиша

27
06/17

 
Торжественная церемония вручения дипломов об образовании выпускникам колледжа


03
07/17

 
Торжественная церемония вручения дипломов об образовании выпускникам института



 

Последние новости
25-июня-2017
Концерт Московского камерного Шнитке-оркестра в Тронном зале Екатерининского дворца в г. Пушкин (Санкт-Петербург). Видео
25-июня-2017
Навстречу европейскому турне Московского камерного Шнитке-оркестра. Интервью Е.М. Шабшаевич с дирижером оркестра заслуженным артистом РФ профессором Игорем Юрьевичем Громовым
23-июня-2017
20 июня состоялась студенческая научная конференция предметной комиссии «Теория музыки»
21-июня-2017
С 9 по 15 июня состоялся культурный визит в Тайвань (Китай) художественного руководителя Концертного хора МГИМ имени А.Г. Шнитке, профессора кафедры дирижёрского искусства А.В. Соловьёва
21-июня-2017
Уважаемые абитуриенты! Информация для поступающих в колледж!

 


 


© 2017, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.

Все права защищены.
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-04-33 (499) 194-83-89 (факс)
info@schnittke-mgim.ru

создание сайта 

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.