Интервью с Юрием Розумом
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Концерт к 30-летию Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке




Главная / ПРЕСС-ЦЕНТР /
 
 

 

В преддверии концерта народного артиста России, Президента  Международного благотворительного фонда Ю. Розума, лауреата международных конкурсов, солиста Московской государственной филармонии, профессора Юрия Розума размещаем интервью, которое Юрий Александрович любезно дал студентам МГИМ имени А. Г. Шнитке ранее:

– Здравствуйте, Юрий Александрович! Вы были автором концерта-приношения, состоявшегося 9 ноября 2018 года в Колонном зале Дома союзов. На Ваш взгляд, получилось ли воплотить задуманную идею, и какие впечатления остались от прошедшего концерта?

– Добрый день! От концерта в целом остались хорошие впечатления, но никогда нельзя быть удовлетворенным на все сто, всегда должно оставаться место для здоровой самокритики. У артиста обычно так: что-то получилось, что-то не очень, но это «кухня», которая важна лично для меня, чтобы в дальнейшем сделать выводы. Главное, на мой взгляд, что идея нашла отклик и достучалась до сердца каждого человека. Публика с пониманием отнеслась к замыслу, многие присылали мне в социальных сетях и лично слова благодарности. По-моему, концерт оказался своевременным, потому что в этом году страна потеряла много блестящих мастеров культуры, ставших символами эпохи, и я не мог не откликнуться. Само событие было задумано ещё летом, первоначально мы хотели концерт Международного благотворительного фонда Юрия Розума, пригласив детей-стипендиатов, партнёров, моих друзей. Но постепенно я начал понимать, что сейчас в воздухе витает другая идея – сохранение наших традиций. А те люди, которым был посвящен этот концерт-приношение, как никто умели их воспевать и сохранять. Я чувствовал необходимость принести им дань уважения, таким образом, ощутив поддержку общественности и Бога, хотя это и может прозвучать самонадеянно.

– Что для Вас имело значение при выборе репертуара для этого концерта?

– Я шел по направлению, как говорил Людвиг ван Бетховен «от мрака к свету». Концерт открылся поминальной мессой – «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта, затем прозвучала «Лунная соната» Бетховена, которая отражает жизнь с ее грустью, печалью и светлыми моментами. Его же Концерт № 3, при всем драматизме I части, несет в себе живую энергию со всеми ее катаклизмами и многообразием событий. Мне кажется, что линия концерта закономерно выстроилась от прощания и вечной памяти до возвращения к жизни.

– Вы с таким воодушевлением рассказывали о том, как подбирали репертуар, есть ли у Вас какие-то способы, ритуалы, помогающие настроиться на исполнение?

– Раньше у меня был совершенно определенный физический ритуал: я с 17 лет занимался йогой и за несколько часов до выхода на сцену в обязательном порядке стоял на голове. Сейчас я живу в постоянном цейтноте, часто нет возможности методично следовать четкому режиму, и я приучаю себя к тому, чтобы быстро настроиться и выйти на сцену. А приметы — это скорее предрассудки, которые ничего кроме негатива не дают. Я сознательно от этого освобождался. Конечно, желателен какой-то момент отключения – например, прочитать про себя несколько настраивающих стихотворений: Пушкина, Пастернака или Блока. Но сейчас я понимаю, что и в этом нет абсолютной необходимости. Единственный способ настроиться – это правильно сконцентрироваться и отключиться от мира. Услышать в себе, уже начавшую звучать музыку и с этим ощущением выходить в зал. Мне, как президенту четырёх фондов и организатору двух фестивалей, все чаще приходится не только играть, но и говорить со сцены. Произнес речь, сел за рояль, и ты уже в музыке – публика не хочет ждать пока ты настроишься, но ко всему привыкаешь: к хорошему и плохому, к легкому и сложному.

– Как Вам пришла идея пригласить студенческие оркестры Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке: Московский камерный Шнитке-оркестр, и большой симфонический оркестр?

– Тот оркестр, который я выбрал изначально, находился постоянно на гастролях, и репетиции совместить было очень трудно. С симфоническим оркестром МГИМ имени А.Г. Шнитке мы уже играли ранее. Поэтому я обратился к дирижеру Игорю Юрьевичу Громову с предложением принять участие в концерте с этими двумя коллективами. Казалось бы, что в столь короткий срок нереально подготовить такие серьезные произведения, но Игорь Юрьевич все же согласился, несмотря на то, что оркестры и так уже были заняты в других проектах.

– Было ли Вам интересно работать с молодыми музыкантами симфонического оркестра под управлением заслуженного артиста РФ, профессора Игоря Громова, сошлись ли Ваши взгляды на интерпретацию Концерта 3 Людвига ван Бетховена?

– Наши взгляды в интерпретации в итоге сошлись. Сначала Игорь Юрьевич все время говорил «я бы сыграл здесь побыстрее, поживее». Но я принимаю его точку зрения, он очень тонкий музыкант и достойный, гибкий дирижёр. Ведь нет ничего печальнее, когда солист аккомпанирует дирижеру, а не наоборот. Такие случаи повсеместны и в моей биографии тоже. Свобода, которую я могу себе позволить в сольных концертах, уходит в ансамблях, но в случае работы с молодежными оркестрами, градус этой свободы намного больше, чем в работе с прославленными мастерами.

– То есть у Вас не было ощущения, что Вы как будто играете со студенческим оркестром?

 – Абсолютно нет. Большой симфонический оркестр, как и камерный Шнитке-оркестр по уровню мастерства совершенно не студенческие коллективы, очень наполненные и зрелые. Многие после концерта, когда делились своими впечатлениями, отметили профессионализм и чуткость исполнения. Молодёжные оркестры, конечно, интереснее, поэтому я очень рад, что мы сделали этот концерт. 

 – Планируете ли Вы в дальнейшем сотрудничать с оркестрами МГИМ имени А.Г. Шнитке? 

– Более чем! Полагаю, что симфонический оркестр МГИМ имени А. Г. Шнитке может стать стипендиатом моего фонда. Таким образом, мы с Вашим ректором Анной Иосифовной Щербаковой решили зафиксировать наше сотрудничество. Мой фонд достаточно известен, имеет высокий статус, у нас множество больших проектов. Помимо разовых концертных событий, наш фонд ежегодно проводит два фестиваля, сейчас как раз проходит фестиваль «Где рождается искусство». Этот федеральный проект направлен на поддержку музыкального образования России. Он охватывает музыкальные школы по всей стране, в этом году мы посетили десять городов. Весенний музыкально-исторический фестиваль «Звездный» тоже своеобразный, каждый концерт посвящён какой-то важной дате. Будет огромное поле для совместного творчества, потому что из оркестра можно вычленить различные ансамбли или камерный состав. Если мы будем сотрудничать, это даст ребятам возможность развиваться, выйти на новую ступень.

– Какие слова напутствия Вы могли бы дать молодым музыкантам, с которыми выступали на концерте?

– Мне нравилось, что ребята играли не по принуждению, а потому что, им это было интересно и нравилось играть эту музыку, что чувствовалось, и это замечательно. Пусть они будут выдающимися солистами, но все равно необходимо пройти через эту школу. Я желаю ребятам ощущать себя в гармонии со всем огромным миром музыки, найти в нем свое место, но не останавливаться на достигнутом, а продолжать быть открытыми к новым интересным экспериментам и ярким впечатлениям. Симфонический репертуар бесконечен, как бесконечен путь к совершенству, и замечательно, что по этому пути ребята идут с таким убедительным внутренним огнем.

Студентки МГИМ имени А. Г. Шнитке

Паранина Ирина, Якименко Юлия

 

← в пресс-центр


Афиша

01
04/24

 
Юношеский симфонический Шнитке-оркестр


02
04/24

 
РОБЕРТ РАХИМОВ (баян), Русский народный оркестр колледжа МГИМ им. А.Г.Шнитке


03
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


04
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


06
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ



 

Последние новости
28-марта-2024
28 марта Музыкальный дом Альфреда Шнитке принимал гостей — студентов и преподавателей Строгановки
13-марта-2024
Театральный авангард на тему Шостаковича на сцене МГИМ им. А. Г. Шнитке
23-декабря-2023
21 декабря 2023 года в Детской музыкальной школе имени Ю.А. Шапорина, структурном подразделении ГБОУ ВО МГИМ им. А.Г.Шнитке, состоялось заседание Общего собрания Совета директоров образовательных организаций, подведомственных Департаменту культуры города Москвы
22-декабря-2023
Заключительный концерт Всероссийского фестиваля «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ – OPUS 34» 19.12.2023
14-декабря-2023
Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке объявляет о проведении учебно-творческого проекта «Концерт для виолончели с оркестром. Практический курс».

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.