Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / ПРЕСС-ЦЕНТР /
 
ПРЕСС-ЦЕНТР

 

ИНТЕРВЬЮ С ЛАУРЕАТАМИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ, СТУДЕНТАМИ

МГИМ ИМЕНИ А.Г.ШНИТКЕ, АРТИСТАМИ КАМЕРНОГО ШНИТКЕ-ОРКЕСТРА

ВАРВАРОЙ ТИТОВОЙ И АНДРЕЕМ ШКИРКО

12.04.2018

Очень ярко и знаменательно прошёл концерт, открывший фестиваль в музыкальном доме Альфреда Шнитке «На пересечении прошлого и будущего» 2018, в год столетия со дня основания Московского Государственного Института Музыки имени А. Шнитке. Как подчеркнул художественный руководитель и арт-директор фестиваля, заслуженный артист РФ, профессор Игорь Юрьевич Громов в своей вступительной речи, программа концертов фестиваля состоит преимущественно из музыкальных номеров, подготовленных студентами МГИМ имени А. Г. Шнитке. Именно поэтому мы решили взять интервью у артистов струнного квартета, открывших своим замечательным выступлением концертную программу фестиваля.

- Сегодня вы открывали фестиваль «На пересечении прошлого и будущего» струнным квартетом №4 А. Г. Шнитке, довольно непростым для исполнения камерным сочинением.  Какие впечатления у вас остались от выступления?

- Открывать фестиваль «На пересечении прошлого и будущего» - огромная честь для каждого из нас, так как студентам довольно редко удаётся выступать на столь серьёзных фестивалях, к тому же открывать их камерной музыкой таких уникальных композиторов, как Альфред Шнитке. Честно говоря, до самого концерта мы не совсем объективно осознавали, насколько серьёзна и значительна та работа, которую мы проделали, готовясь к выступлению, и уже после него мы поняли, что стали частью истории, связанной с творчеством великого композитора XX столетия, которое сегодня всецело отражено в деятельности МГИМ имени А. Г. Шнитке.

- Сложно ли было работать над квартетом?

- Да, было очень сложно, так как четвёртый квартет, написанный в 1989 году, является последним в творческом наследии композитора, поэтому отличается сложностью внутренних семантических структур и гармонического языка. В нём можно выделить несколько важных особенностей, которые мы открыли для себя в процессе изучения квартета в аспекте позднего стиля письма в творчестве Альфреда Шнитке. Это, в первую очередь, использование серийной техники в синтезе с тональностью, оригинальное применение полиритмии. В этом отношении было сложнее всего ориентироваться в тексте, слушая партии других инструментов, поэтому в процессе репетиций мы не только играли произведение, но и слушали различные записи. Очень многие моменты приходилось прорабатывать детально и достаточно долго. Для достижения лучшей синхронности исполнения, заключающейся, на наш взгляд, во вслушивании в паузы, места, проходящие на «piano» «pianissimo», а также в мелодические и ритмические соединения, логично проходящие в партиях каждого из инструментов, мы постоянно собирались на репетиции, максимально практично используя наше свободное от занятий время.

Следует подчеркнуть, что квартеты Альфреда Шнитке, и четвёртый в особенности, обладают индивидуализацией, проявляющейся в единовременном использовании различных штрихов в партиях солистов, а также в расширении элементов письма, которые композитор активно использовал в музыке для камерных ансамблей (семантика, ретроспекция, образная обобщённость). Благодаря этому мы открыли для себя много нового в технических и музыкальных средствах исполнения как музыки Альфреда Шнитке в целом, так и музыки композиторов XX-XXI веков.

- Как вы относитесь к творчеству Альфреда Шнитке?

- Это один из наших любимых композиторов. Многие говорят, что использование серийных техник, полистилистики, немного отталкивает слушателей, поскольку не содержит привычных человеческому уху благозвучных гармонических соединений и опорных точек тональности, но мы думаем, что это крайне поверхностный взгляд на творчество композитора. Безусловно, у него есть свой стиль письма, и он не так прост, как может показаться на первый взгляд. Мы играем произведения Альфреда Шнитке уже несколько лет, постоянно исследуем его творчество, открываем для себя огромное количество новых знаний, в том числе, по теории музыки, поэтому смело можем утверждать, что его творчество очень многогранно, содержит как глубочайшие по смысловому содержанию духовные произведения, так и красочную музыку к кинофильмам. Именно поэтому мы хотим посоветовать и музыкантам, и людям других профессий по всему миру больше интересоваться музыкой композитора, изучать его сочинения, чтобы слух и сознание могли объективно воспринимать и осознавать всю глубину технических и стилевых смыслов, заложенных композитором в столь разнообразной и прекрасной музыке.

- Что бы вы пожелали ребятам, которые продолжат концертную программу фестиваля?

- Мы желаем уверенности в своих силах, искренности в процессе исполнения и самое главное – безмерного вдохновения!

- Спасибо вам большое за столь увлекательное интервью!

 Беседу вела студентка МГИМ имени А.Г. Шнитке Ксения Терентьева


Афиша

17
04/24

 
КОНЦЕРТ В МОСКОВСКОМ ДОМЕ КОМПОЗИТОРОВ


20
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


22
04/24

 
День виолончелиста в МГИМ им.А.Г.Шнитке



 

Последние новости
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
04-апреля-2024
«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»
03-апреля-2024
31 марта 2024 года кафедра фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке совместно с Центром профессионального мастерства по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» ДОПСКИ при Департаменте культуры города Москвы провели IV Всероссийский конкурс-фестиваль "Piano ad libitum" для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.