Первый Всероссийский конкурс хоровых дирижеров имени Альфреда Гарриевича Шнитке. Интервью участников
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Концерт к 30-летию Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке




Главная / ПРЕСС-ЦЕНТР / Первый Всероссийский конкурс хоровых дирижеров имени Альфреда Гарриевича Шнитке. Интервью участников
 
Первый Всероссийский конкурс хоровых дирижеров имени Альфреда Гарриевича Шнитке. Интервью участников

Первый Всероссийский конкурс хоровых дирижеров

имени Альфреда Гарриевича Шнитке. Интервью участников

 

28 марта 2021 года В МГИМ им. А.Г. Шнитке состоялся финал Первого Всероссийского конкурса хоровых дирижеров имени Альфреда Гарриевича Шнитке.  

Первый тур был успешно проведён в 2020 году и оценивался по видеозаписям из-за сложной эпидемиологической ситуации. Спустя год после начала пандемии коронавируса МГИМ имени А. Г. Шнитке имеет возможность провести 2 и 3 тур конкурса в очном режиме, что очень важно, так как дает возможность непосредственного общения участников конкурса.

 

Председатель жюри – Народный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого хора «Мастера хорового пения», заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской Государственной Консерватории  имени  П.И. Чайковского,  профессор Лев Зиновьевич Конторович дал интервью об этом событии.  

Уважаемый Лев Зиновьевич, в своих интервью Вы неоднократно упоминали, что обучались у А.Г.  Шнитке инструментовке. Говорили ли Вы с ним о хоровой культуре, дирижировании?

Да, мы много беседовали. Но в большей степени наше общение выстраивалось вокруг изучаемого предмета – об оркестре, композиции. Он очень много мне дал как композитор. Альфред Гарриевич Шнитке – гениальный композитор, один из самых выдающихся в двадцатом веке.

 

Как Вы оцениваете творческие коллективы нашего института – Женский хор колледжа МГИМ имени А.Г. Шнитке и Концертный хор МГИМ им. А.Г. Шнитке? 

Коллективы прекрасно проявили себя, замечательный уровень. Главное, они показали высокий уровень работоспособности.

 

Какие профессиональные качества участников конкурса являлись определяющими для оценивания?   

 Прежде всего, оценивалась рациональная работа с хором: умение распределить время, донести свои требования, найти правильную трактовку произведения. Самой сильной стороной для дирижёра является интерпретация — умение правильно прочитать сочинение и создать цельность. Тем более, что некоторые произведения были довольно сложными по своей конструкции. В третьем туре особенно обращалось внимание на яркость дирижёра как исполнителя, умение увлечь, убедить, заворожить публику.

 

Могли бы Вы дать напутственный совет всем участникам конкурса? 

Участники — молодцы! Главное, чтобы они не переставали работать. Хоровой дирижёр должен учиться всю жизнь.

Большое спасибо за интервью! 
 

Комментарий о проведении и организации конкурса дала проректор по учебно-методической работе МГИМ им. А.Г. Шнитке, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования Института Наталия Борисовна Буянова:

–  Конкурс такого масштаба в МГИМ имени А.Г. Шнитке проведен впервые. Отрадно, что уже на стадии организации и привлечения конкурсантов было подано более 70 заявок практически из всех ведущих музыкальных ВУЗов России.

Первый тур показал высокий уровень подготовки участников, в связи с чем на второй тур пропустили даже больше конкурсантов, чем это было запланировано. Уже на этом этапе отдельным участникам были вручены особые грамоты за точность интерпретации музыки А.Г. Шнитке, что снова говорит о высоком уровне подготовки.

Формат, выбранный для проведения конкурса, встречается довольно редко. Так, во втором туре конкурсантам предоставили возможность поработать с коллективами высокого профессионального уровня — хор колледжа МГИМ имени А.Г. Шнитке (художественный руководитель — Цимбалов А.В.) и Концертный хор МГИМ имени А.Г. Шнитке (художественный руководитель — профессор Онегин Д.А.). В третьем туре конкурсанты также получили уникальную возможность — проявить себя в условиях концертного выступления. На этом этапе участники показали свою самобытность, яркость и хорошую дирижёрскую школу. Наши студенты, принявшие участие в конкурсе, также показали себя с лучшей стороны и выглядели достойно и убедительно.

Председатель жюри Лев Зиновьевич Конторович дал высокую оценку организации конкурса и уровню участников. Молодые хормейстеры получили  массу положительных впечатлений, и многие выразили желание поучаствовать в следующем конкурсе, что, конечно, весьма отрадно.

В дальнейшем планируется приобретение конкурсом международного статуса, так как было много интересующихся потенциальных участников из-за границы. В остальном будем придерживаться заданного вектора развития — популяризировать современную музыку, но в первую очередь, музыку композитора, чьё имя носит наш Институт — А.Г. Шнитке.

 

 

Своими впечатлениями об участии в конкурсе поделились его победители:

 

София Исаева студентка 4 курса колледжа ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, лауреат первой премии конкурса:

 

Расскажите, пожалуйста, как проходила Ваша подготовка к конкурсу?

Подготовка к конкурсу проходила под руководством моей преподавательницы — Щегловой Елены Дмитриевной. Вместе мы подготовили видеозапись к первому туру конкурса в прошлом году. Я дирижировала «Горные вершины» А. Г.  Шнитке. Под руководством своего педагога успешно прошла оставшиеся два тура. Это первый конкурс, в котором мне удалось дойти до финала. К тому же, это первый конкурс, где мне довелось поработать со взрослым женским хором. Мне было очень интересно принять участие и посмотреть, как работают другие конкурсанты.

 

Доводилось ли Вам ранее участвовать в конкурсах хоровых дирижёров?

Да. Я принимала участие в конкурсе хоровых дирижёров имени А. А. Юрлова (в РАМ имени Гнесиных), в Санкт-Петербургском открытом конкурсе имени П.  А.  Россоловского, а также в олимпиаде по хоровому дирижированию в Академии хорового искусства им. В.С. Попова.

 

Думаете ли Вы о перспективах в избранной профессии?

Готовлюсь к поступлению в МГК имени П. И. Чайковского в этом году.

 

 

Сергей Миронов, выпускник Российской Академии музыки им. Гнесиных 2019 года (класс профессора Сорокина В. И.), лауреат III премии конкурса в категории Б2.

Какие у Вас впечатления от конкурса, от работы с хором?

Сперва меня очень привлекли конкурсные условия – программа, туры, жюри. Я никогда не принимал участия в конкурсах, и здесь мне очень понравились партитуры, а также возможность продирижировать произведение Шнитке в рамках первого тура.

 

Какие коллективы являются для Вас эталонными, с кем из дирижёров хотелось бы поработать?

Благодаря участию в конкурсе, я познакомился с концертным хором МГИМ имени А. Г. Шнитке – он очень отзывчивый, прекрасно звучит, и теперь я хотел бы полноценно с ним поработать! С точки зрения дирижирования было бы замечательно набраться опыта у Дмитрия Алексеевича Онегина.

В целом, мне интересно поработать с любым хором или дирижёром, так как новый опыт всегда актуален. Я всегда чутко и бережно отношусь к трактовкам мастеров, слышу много исполнительских нюансов. Так как сейчас  живу в Ярославле, мечтаю поработать с Государственным камерным хором и Филармонической хоровой капеллой «Ярославия», художественный руководитель и главный дирижер, лауреат премии им. Л. В. Собинова  В. В. Контарев.

 

Алина Сафина, ассистент-стажёр МГИМ имени А. Г. Шнитке, выпуск 2020 года, лауреат I премии конкурса в категории Б2.

Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях от конкурса, о работе с хором.

Мои впечатления самые наилучшие, потому что мы проходили 1 тур в прошлом году, тогда же я закончила ассистентуру-стажировку и уже не надеялась, что конкурс продолжится и удастся вновь выйти к хору. Было очень волнительно и ответственно, так как сейчас работаю с детским коллективом и было здорово снова поработать именно с профессиональным студенческим коллективом.

 

Какие коллективы являются для Вас эталонными, с кем из дирижёров хотелось бы поработать?

В течение своей учёбы мне довелось поработать со многими коллективами и дирижёрами, но до сих пор для меня остаётся наиболее значительным опыт работы с Дмитрием Алексеевичем Онегиным – именно его мысль о том, как должен звучать хор, его манера дирижирования, мне очень близки.

 

Илья Салман, МГК им. П. И. Чайковского (класс Заслуженного артиста РСФСР, Заслуженного деятеля искусств России, профессора Калинина С. С.), лауреат I премии конкурса в категории Б1.

Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях от конкурса.

Впечатления, конечно, очень интересные – для меня это новый, уникальный опыт. Это прекрасно, когда хоровое творчество имеет такое проявление как конкурс, и радует то, что сюда приехали даже ребята из Белоруссии, что расширило соревнование до статуса международного. Для меня важным моментом стало общение с участниками, так как главная задача конкурсов – предоставлять возможность разностороннего взаимодействия с ребятами из других городов и стран, обменяться с ними опытом, узнать, как у них проходит специальность, как они готовятся, как сдают экзамены. Это интересно, т.к. хоровое творчество – это, в первую очередь, о коммуникации. Я полагаю, что на данный момент хоровое искусство в России представлено, в основном, в академическом жанре и нам пока не очень знаком жанр хорового шоу, очень распространённый за рубежом.

 

Что нового Вам удалось вынести из работы с хором?

Раньше я не придавал особого значения общению с хором, а теперь понимаю, что это в корне неправильно. В первый день конкурса работал с коллективом одиннадцатым номером, и все отметили то, что я вышел и сделал разминку для хора. Из 15 рабочих минут я отдал две-три на то, чтобы все встали, подышали, размялись и провели небольшую зарядку. Сколько вздохов облегчения и благодарности услышал, когда мы это сделали! Артисты, на самом деле, тоже живые люди, и моя основная профессия сейчас – артист хора, поэтому я отлично понимал, каково это – сидеть три часа без перерыва и петь под разные руки, которые сменяются каждые пятнадцать минут. С точки зрения хоровой гигиены, это очень большой стресс для связок, для голоса, помещение должно проветриваться каждый час, и т.д. Безусловно, мы, дирижёры, несём чуть больше ответственности за процесс, но артисты исполняют всё это усердно, и с полной отдачей. Людей надо любить и общаться с ними достойно – это, на мой взгляд, и есть главный принцип успеха работы хорового дирижёра.

 

В каком направлении Вы бы хотели развиваться дальше?

Хотел бы развивать и популяризировать направление хорового шоу. На мой взгляд, будущее именно за ним и за хоровым театром. Люди могут свободно двигаться на сцене, представлять из себя солистов, что очень ярко реализуется в постановках Электротеатра «Станиславский», например. Хористы и дирижёры сегодня, это моё мнение, должны обладать навыком сольного пения, хорошими вокальными данными, способностью пропеть что-либо вне коллектива. Чтобы хор развивался в рамках современной культуры, следует стремиться к тому, чтобы исполнители стали профессионально разбираться в гармонии, вокале, хормейстерском искусстве, чтобы умели не только управлять хором, но и знать устройство оркестра, ведь синтез знаний и широкого кругозора с постоянной практикой сможет сделать из обычного хорового коллектива профессиональный и по-настоящему достойный.

 

Комментарий о конкурсе Дмитрия Алексеевича Онегина – почётного работника высшего профессионального образования РФ, почётного члена Европейской академии «Амадеус», Лауреата премии Президента РФ, профессора, руководителя Концертного хора МГИМ имени А.Г. Шнитке. руководителя Академического хора Российской академии музыки имени Гнесиных, создателя и руководителя ансамбля духовных песнопений «Воскресение»:

 

Я считаю, что конкурс прошёл на высоком уровне. Участники, которые приехали из разных регионов, показали достаточно хорошую подготовку и профессионализм. На мой взгляд, Первый Всероссийский конкурс хоровых дирижеров имени Альфреда Гарриевича Шнитке установил высокую планку для участников следующих конкурсов, и мы будем стараться поддерживать её в дальнейшем. В целом, я очень доволен конкурсом, участниками, работой хорового коллектива – впечатления очень позитивные и вдохновляющие!

 

Поздравляем участников, победителей и организаторов конкурса!

 Желаем дальнейших творческих побед!

 

 

Студентки МГИМ им. А.Г. Шнитке

Чернэ Полина, Терентьева Ксения

(класс профессора Алябьевой А.Г.)
28.03.2021


Афиша

29
03/24

 
Оркестр Ансамбля песни и пляски Воздушно-космических сил России


01
04/24

 
Юношеский симфонический Шнитке-оркестр


02
04/24

 
РОБЕРТ РАХИМОВ (баян), Русский народный оркестр колледжа МГИМ им. А.Г.Шнитке


03
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


04
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ



 

Последние новости
13-марта-2024
Театральный авангард на тему Шостаковича на сцене МГИМ им. А. Г. Шнитке
23-декабря-2023
21 декабря 2023 года в Детской музыкальной школе имени Ю.А. Шапорина, структурном подразделении ГБОУ ВО МГИМ им. А.Г.Шнитке, состоялось заседание Общего собрания Совета директоров образовательных организаций, подведомственных Департаменту культуры города Москвы
22-декабря-2023
Заключительный концерт Всероссийского фестиваля «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ – OPUS 34» 19.12.2023
14-декабря-2023
Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке объявляет о проведении учебно-творческого проекта «Концерт для виолончели с оркестром. Практический курс».
13-декабря-2023
Поздравляем аспирантов и студентов МГИМ им. А. Г. Шнитке и их научных руководителей с победой на Всероссийском конкурсе с международным участием научно-исследовательских работ!

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.