Юбилейный концерт И.Ю. Громова и Юношеского Шнитке-оркестра в зале Московского Дома композиторов 5 октября 2025 года
10-октября-2025
Празднованию 65-летия заслуженного артиста РФ, профессора Игоря Юрьевича Громова посвящен триптих концертов «МАЖОРО-МИНОР 65. Юбилейная симфония», включающий две симфонические программы и оперный спектакль. На концертах выступают коллективы, созданные Мастером – Юношеский симфонический Шнитке-Оркестр, Московский симфонический Шнитке-оркестр и Театр-школа оперного искусства.
5 октября в концертном зале Московского Дома композиторов состоялся первый концерт из этой серии, в котором под руководством И.Ю. Громова выступил Юношеский симфонический Шнитке-оркестр. В качестве ведущего предстал сам юбиляр. Предварило московский концерт выступление коллектива в Коломне – малой родине Игоря Юрьевича, где он сделал свои первые шаги в музыкальном искусстве и педагогике.
Зал Дома композиторов имеет для Игоря Юрьевича особое значение: одну из своих главных творческих задач музыкант формулирует как приобщение музыкантов и широкой публики к современной музыке. Именно в этом небольшом зале регулярно проходят ее премьеры. Игорь Юрьевич и сам являлся на протяжении длительного периода постоянным участником композиторских фестивалей, а 29 ноября 2008 года ему был доверен концерт-открытие современного зала Дома композиторов.
Первым номером концертной программы стала юношеская Симфония №6 C-dur Франца Шуберта, проникнутая светлым, жизнерадостным настроением, которое не омрачают образные конфликты, характерные для более поздних сочинений композитора. Созданная в период с октября 1817 по февраль 1818 года, она завершила группу ранних шубертовских симфоний. В отличие от предшествующих образцов жанра, Шуберт здесь обращается к полноценному симфоническому оркестру с солидной духовой секцией. Вполне возможно, что именно по этой причине Шуберт подписал рукопись «Große Sinfonie» (Большая симфония).
По некоторым сведениям, композитор написал ее для любительского оркестра бывшего скрипача из театра Кернтнертора Отто Хиттвига (в другом произношении – Гартвига), в котором участвовал и сам в качестве альтиста. Симфония была исполнена оркестровым коллективом под управлением Хиттвига в его венском доме (Шоттендорф) 5 февраля 1818 года вместе с симфонией №5 B-dur и «Увертюрой в итальянском стиле». Концерт прошел с большим успехом. Перед более широкой аудиторией До-мажорная симфония появилась на памятном концерте, организованном друзьями композитора 14 декабря 1828 года, через несколько недель после его смерти.
Стиль симфонии подчеркнуто классичен: C-dur, четырехчастная структура цикла, развернутое вступление перед первым allegro, динамичный тематизм, опирающийся на танцевальные ритмы, господство светлых мажорных красок – все это связывает шубертовскую музыку с гайдновскими и моцартовскими традициями; слышны аллюзии также и на россиниевскую музыку. Композитор свободно чувствует себя в классических рамках, которые совершенно не мешают проявлению его индивидуальных черт стиля – гармонического богатства, тонкой оркестровки с акцентом на духовой группе, сложных тематических процессов.
И. Ю. Громов в своей интерпретации шубертовской симфонии подчеркнул ее солнечную яркость и живую энергию, в чем большую роль сыграли контрасты: его оркестр с помощью регистровых, темброво-динамических и ладотональных сопоставлений добился пространственных эффектов, а также эффектов светотени. Вступительное Adagio к первой части с драматическими контрастами дало мощный импульс последующему музыкальному процессу. Сформировавшийся в Allegro moderato стремительный поток продолжил свой путь в жанровом Andante и достиг своих вершин в жизнерадостном Скерцо и триумфальном финале. Финал прозвучал особенно ярко, раскрывая широкий спектр образных сфер – от жанрово-скерцозной до торжественно-героической.
Симфония №5 Гии Канчели (1976) образует противоположный полюс по отношению к шубертовскому циклу, символизирующему счастье юных лет. Это остро-трагедийный мемориальный опус, посвященный ушедшим родителям композитора.
Произведение, заказанное в 1975 году Марио ди Бонавентура – директором по публикациям Г. Ширмера – впервые было исполнено в Тбилиси в феврале 1978 года Государственным симфоническим оркестром Грузии под управлением Джансуга Кахидзе. Западная премьера состоялась летом того же года в Италии, где ди Бонавентура дирижировал на 22-м Фестивале двух миров в Сполето, который посетили такие мировые знаменитости, как Сэмюэль Барбер, Лучано Берио и Джан Карло Менотти.
Симфонию Канчели можно представить как осмысление наивности и чуда мира, соединенное с непоправимым чувством утраты и того, что композитор называет «отпусканием». Раскрывая это сложное онтологическое содержание, Г.А. Канчели демонстрирует исключительную способность погружения в мировое пространство культуры через органичные связи его музыки с национальной грузинской традицией и через аллюзии, отсылающие восприятие слушателя к музыке европейской.
Музыкальный мир симфонии организован в целостную одночастную структуру, однако драматургия строится на взаимодействии полярно противоположных элементов, с постоянной сменой интенсивности и плотности звучания, что сообщает композиции черты цикличности. Это хрупая, беззащитная тема клавесина, играющая ведущую роль в музыкальном процессе, олицетворяющая противоречивость времени – неумолимого, конечного и милосердного, бесконечного. Это скорбное lamento, в котором слышатся интонации сарабанды. Это шквал драматической стихийности, представленный в виде каскадов оркестровых tutti.
Шнитке-оркестру удалось выстроить полилог, обозначив его основные линии, сформировав последовательность нарастающих кульминаций. Симфония завершается траурной музыкой и исчезающим мотивом клавесина. Страданиям, тяжким испытаниям противостоит духовное начало, открывающее путь к свету.
Завершила концерт сюита «По мотивам Н.В. Гоголя. Музыкально-инструментальный театр» в аранжировке И Ю. Громова: «Я решил сделать аранжировку музыки А.Г. Шнитке, связанную с гоголевской темой, – рассказывает об истории создания сюиты сам Игорь Юрьевич. – У композитора есть две большие гоголевские работы: музыка к спектаклю «Ревизская сказка» театра на Таганке (режиссёр Юрий Любимов) и музыка к многосерийному фильму «Мёртвые души» 1984 года. Из этой музыки получилось произведение, которое я назвал «По мотивам Н.В. Гоголя. Музыкально-инструментальный театр»[1].
Шнитке-оркестр без декораций и актёров развернул перед слушателем настоящий симфонический спектакль. Если у Гоголя и Шнитке фантасмагория имела трагически разрушительный характер, в отношении к персонажам проявлялась злая сатира, то в версии И. Ю. Громова и Шнитке-оркестра на первый план вышла по-детски азартная игра с личностями, со стилями, с жанрами – своего рода, веселое скерцо – воплощая гоголевские образы, музыканты с удовольствием превращались в драматических артистов. Здесь вне конкуренции оказался Игорь Юрьевич, который супервыразительно продекламировал отрывки из прозы русского писателя, предваряя номера сюиты.
Эффектное завершение концертной программы заставило подумать – 65 лет – это много или мало? С одной стороны – налицо блестящие и многообразные результаты творческой деятельности юбиляра – преподавание в ведущих музыкальных учебных заведениях, развитие оркестрово-народного жанра, осуществление многочисленных творческих проектов, руководство концертными коллективами. С другой стороны – совершенно нет ощущения завершения творческого процесса – наоборот, юбилей Игоря Юрьевича Громова воспринимается как молодое, энергичное начало нового этапа, открывающего еще более широкие перспективы.
профессор, кандидат искусствоведения
М.А. Егорова







|