Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

Сергей Васильевич Рахманинов. Концерты для фортепиано с оркестром. К 150-летию со дня рождения композитора. 14 апреля 2022 года

19-апреля-2022


14 апреля в концертном зале РАМ им. Гнесиных состоялся второй концерт из серии «Сергей Васильевич Рахманинов. Концерты для фортепиано с оркестром. К 150-летию со дня рождения композитора» – совместного проекта Гнесинской академии и МГИМ им. А. Г.  Шнитке. В концерте приняли участие оркестр МГИМ им. А. Г. Шнитке под руководством заслуженного артиста России, профессора Игоря Громова, лауреат Всероссийских и международных конкурсов старший преподаватель кафедры специального фортепиано РАМ им. Гнесиных Николай Медведев, а также студентка - лауреат Всероссийских и международных конкурсов Анна Валеева (класс заслуженной артистки РФ доцента Татьяны Левитиной).

Открывая концерт, с приветственным словом выступила декан фортепианного факультета РАМ им. Гнесиных заслуженная артистка РФ доцент Татьяна Левитина. Она еще раз подчеркнула значимость не только творческих контактов двух учебных заведений, но и совместной работы над произведением исполнителей-студентов и уже состоявшихся музыкантов. Непосредственное сопоставление трактовок может и выглядит рискованно, но зато оказывается предельно наглядным для исполнителя-студента и для публики, в которой большую часть составляют учащиеся: в результате открывающиеся перспективы приобретают особую отчетливость.

Программа концерта представила публике два рахманиновских шедевра: Третий фортепианный концерт d-moll ор. 30 и Симфонические танцы ор. 45. Оба произведения являются кульминациями на своих жанровых линиях, но полярно противоположными по своему смыслу.

Третий фортепианный концерт - это абсолютная вершина в развитии жанра фортепианного концерта не только в творчестве С. В. Рахманинова, но и в первой половине ХХ века в целом. Его жизнеутверждающее содержание развертывается до вселенских, универсальных пределов, охватывая разные уровни бытия.  Широкий эпический план выражен в концерте через коллективные жанры, связанные со знаменным распевом, гимном, колокольным звоном; к ним присоединяются действенные образы, претворенные через маршевость и танцевальность, Эпико-драматическая сфера взаимодействует в композиции с лирической, раскрывающей богатую гамму состояний – от сдержанно-сосредоточенных, созерцательно-медитативных до мечтательных и экстатически восторженных. Особую трактовку получает звучание фортепиано, которое не только воплощает в концерте субъективно-индивидуальное начало, но и становится высшим выражением всеобщего, выступая в кульминациях как «сверхоркестр». Исключительная многоплановость содержания обусловила особенности драматургии произведения, в которой фрагментарность, цикличность сочетаются с целеустремленным развитием, подчеркнутым сквозными тематическими и интонационными процессами.

Как и в прошлом вечере проекта -  29 марта, цикл концерта был распределен между двумя исполнителями – студентом и концертирующим преподавателем. Первую часть очень энергично, целеустремленно сыграла Анна Валеева. Вторая и третья части в интерпретации Николая Медведева стали настоящим событием.  Ему удалось представить драматургию произведения в виде грандиозного циклического процесса со своими подъемами и спадами, прорывами и остановками, охватом крупного плана и тонкой нюансировкой. Фортепианная партия превратилась у пианиста в мощный поток энергии, подчиняющий себе все композиционные стадии, достигающий своей абсолютной вершины в коде финала. В этот поток органично включился и оркестр, образуя с фортепиано выразительный диалог.

 «Симфонические танцы» завершают творческий путь композитора. Созданное в 1940 году, когда уже шла Вторая мировая война и над нашей Родиной нависла угроза фашистского нашествия, сочинение отмечено трагедийной глубиной своей историко-философской концепции. Катастрофические обстоятельства определили острую конфликтность драматургии симфонического цикла, определяющую роль в нем трагической образной сферы, представленной в широком спектре воплощений. Масштабность концепции отразилась на жанровом облике произведения: маршевые ритмы первой части, «грустный вальс» - во второй, плясовые мотивы в третьей – создают обилие ассоциаций, музыкальных и символико-философских. Этому отвечали первоначальные подзаголовки частей – «День», «Сумерки», «Полночь», как и в ранее сочиненной поэме «Колокола», обозначающие этапы человеческой жизни.

Интерпретация столь многоплановой композиции с неоднозначным содержанием, с исключительно сложной – «полифонической» - драматургией ставит перед исполнителями задачи поистине космического масштаба.  Решая их, оркестр под управлением Игоря Громова четко выделил основные стадии развития, выстраивая диалог струнных и духовых тембров, акцентируя линию фрагментов-вторжений. Именно в них образы обретают определенность, конкретность, выступая как силы зла, что придало исполнительскому решению яркий драматический характер.

Публика высоко оценила мастерство исполнителей, наградив их горячими аплодисментами, переходящими в овации. Вообще на концертах этого проекта возникает удивительно вдохновенная атмосфера – может быть, потому что среди слушателей много творческой молодежи. Представляется особенно ценным, что в это трудное время наши мастера находят в себе силы для ярких творческих свершений, даря нам возможность верить в светлое будущее.

кандидат искусствоведения, доцент МГИМ им. А. Г. Шнитке

 Егорова М. А.

 



назад


Афиша

20
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
Концерт хоровой музыки


22
04/24

 
День виолончелиста в МГИМ им.А.Г.Шнитке


26
04/24

 
КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. Шнитке



 

Последние новости
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
04-апреля-2024
«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»
03-апреля-2024
31 марта 2024 года кафедра фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке совместно с Центром профессионального мастерства по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» ДОПСКИ при Департаменте культуры города Москвы провели IV Всероссийский конкурс-фестиваль "Piano ad libitum" для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.