Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Концерт к 30-летию Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

Симфонический оркестр (художественный руководитель и дирижер, заслуженный артист России Игорь Громов) и Концертный хор (художественный руководитель и дирижер Дмитрий Онегин) МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие во всероссийском фестивале «Музыкальное обозрение – Opus 32»

29-ноября-2021


14 ноября 2021 года в концертном зале «Оркестрион» состоялся концерт в рамках Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – Opus 32».

В концерте принимали участие Симфонический оркестр Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке (художественный руководитель и дирижер, заслуженный артист России Игорь Громов), Концертный хор Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке (художественный руководитель Дмитрий Онегин), Камерный хор Московской государственной консерватории им. П.И.  Чайковского, (художественный руководитель Александр Соловьёв), солист Большого театра Илья Селиванов (тенор), заслуженная артистка Республики Татарстан Елена Рольбина (скрипка).

Это событие дало возможность услышать малоизвестные произведения композиторов и насладиться прекрасной музыкой. Концерт начался с вступительного слова ведущей, доктора искусствоведения, профессора Дины Кирнарской. Дина Константиновна душевно рассказала о нашем любимом МГИМ имени А.Г. Шнитке, о самом фестивале, об основной идее организации проекта «Музыкальном обозрение – Оpus 32», а также кратко поделилась своими впечатлениями о предыдущих концертах фестиваля. Идея программы состоит в том, чтобы произведения, исполняемые на концерте, были связаны с цифрой 32. Это могут быть и пьесы композитора, которые были написаны, когда ему было 32 года, и опус самого произведения, и сочинения, которые были написаны в 32 году. «Основываясь на этой оригинальной идее, мы получаем программу, совершенно другую, непривычную, достаточно новую, которая даёт пищу для размышления» – этими словами Дина Константиновна подытожила свою прекрасную вступительную речь и перешла к объявлению первого номера.

Концерт открывала Кантата в память двухсотой годовщины рождения Петра I для солиста, хора и оркестра («Кантата к Политехнической выставке в Москве в 1872 году») на текст Я.П. Полонского. Перед тем, как концертный зал наполнился музыкой великого композитора, ведущая произнесла несколько слов о стиле сочинений тридцатидвухлетнего Чайковского, о его жизненном положении в те годы и о самой «Кантате».

Хочу отметить прекрасный динамический баланс, штриховую точность и аккуратность, виртуозность исполнения партий духовых и ударных инструментов, ясность дикции и интонирования хоровых исполнителей. В исполнении хора чувствовалась большая певучесть и лёгкость.  В сочетании с ярким и благородным тембром солиста Ильи Селиванова Кантата прозвучала проникновенно и, в то же время, очень мощно. В целом, оркестр и хор сосуществовали гармонично, как единый организм. Было слышно и понятно каждое слово даже на piano. Оркестр будто обрамлял вокальные партии хора и солиста, не перекрывая и не заглушая их, а лишь поддерживая. Кульминацией этого единства мастерства и духа стал финал «Кантаты», звучавший будто гимн русской земле, царю Петру I и русской культуре.

Следующим номером прозвучало сочинение 1788 года В.А. Моцарта «Адажио и фуга» до минор для струнного оркестра, которую композитор написал, когда ему было 32 года. Дина Кирнарская, объявляя этот номер, очень интересно и красочно рассказала о произведении и о творчестве самого композитора в тот год. Хочу отметить, что каждое слово ведущей перед новым номером было ценным и понятным для слушателей, получившими возможность не только насладиться прекрасной музыкой, но и узнать о каждом произведении и его композиторе. Исполнение струнного оркестра также порадовало и приятно взволновало зрителя. Вечная музыка зазвучала в сердце каждого: и на сцене и в зрительном зале. Вдохновляюще, то строго, то нежно, передавая мелодию от одной группы струнных к другой, звучала тема в до миноре. Виртуозность исполнения, прекрасное ощущение стилистики и ансамбля – всё это восхищало слушателя, и номер завершился овациями.

Следующим номером был объявлен Концерт № 2 для скрипки и камерного оркестра А.Г. Шнитке ((солистка – заслуженная артистка Республики Татарстан Елена Рольбина (скрипка), соло в оркестре – Виктор Петрушенко (контрабас)). По словам ведущей, в этом концерте мы слышим тему противостояние личности и общества: «Солист и оркестр постоянно расходятся, спорят, и вы слышите это противостояние массы и мыслящего человека, окружающего мира и человека интеллектуально одаренного, душевно богатого, то есть героя Альфреда Шнитке», и, думаю, многие услышали этот конфликт во время исполнения произведения.

Это непростое для понимания и исполнения атональное произведение с первых же звуков будто пронзает чем-то настолько явным и понятным и одновременно непостижимым и пугающим. Блестящее исполнение соло скрипки Елены Рольбиной обладает необыкновенным притяжением. Звук, то плачущий, то несущийся куда-то вдаль, то до боли грустный и умоляющий, –сыгран и прочувствован бесподобно, профессионально, глубоко! Очень ёмко, точно, оглушающе вторгаются ударные, за ними духовые. Постепенно, шаг за шагом нагнетается музыкальная атмосфера. Кульминация, удар, спад… И снова одинокое пронзительное соло скрипки. Вновь противостояние этой живой, волнующей, жалобной мелодии остальному оркестру. На каждой кульминационной волне наиболее остро слышится этот конфликт. Именно в этом концерте происходит становление одной из важнейших тем в творчестве композитора – темы страдания. В произведении композитор использует серийную технику, благодаря чему выражение конфликта становится наиболее острым. Этот Концерт оказал неизгладимое впечатление и позволил задуматься о многом.

Последним номером, завершающим концерт, стала Сюита из музыки к спектаклю «Гамлет» для малого симфонического оркестра Д.Д. Шостаковича. Сюита была создана в 1932 году. В основе сюиты музыка, написанная композитором к спектаклю «Гамлет» в постановке Н. Акимова. Тогда смелая интерпретация знаменитой шекспировской трагедии вызвала шквал самых разных рецензий, и разгромных, и восторженных. Спектакль шел около года, а потом был снят. Акимова обвинили в формализме, в соперничестве с Шекспиром и отсутствии понимания внутреннего развития действия пьесы. Однако, музыка Шостаковича к спектаклю восхищала и продолжает восхищать слушателя. В этот вечер финалом концерта стала именно эта Сюита.

Каждая часть Сюиты была исполнена интересно, красочно, образно. Чуткая исполнительская редакция И. Громова и профессионализм оркестрантов вызывает гордость за наш институт.

Первая часть сюиты «Вступление и ночной дозор» начинается фанфарным вступлением партии медных духовых и ударных инструментов. На контрасте с ярким вступлением следует таинственная, настороженная тема на piano второго раздела («Ночной дозор»). Тема здесь передана фаготу (Анна Волкова) и кларнету (Илья Лолейт), в сопровождении струнных. Характер этой темы вызывает некое волнение, как при ожидании чего-то важного, пугающего и в то же время, эфемерного. В ожидании ли призрака короля, отца  Гамлета, гуляющего по стенам замка в тяжёлых доспехах? Эта тема «ночного дозора» будто сосредотачивает внимание слушателя и готовит его к следующей части, «Похоронному маршу». Марш звучит торжественно, мрачно и тяжеловесно. В этой части главенствующую роль играют духовые и ударные инструменты, исполнителям блестяще удалось передать характер музыки.

Сразу же за «Маршем» следует третья часть симфонии «Туш и танцевальная музыка». В этой части хочется отметь филигранное исполнение партий солистами (София Сморовская (флейта), Илья Лолейт (кларнет) и Игорь Шевцов (труба)), в которых. Музыка казалась невесомой, лёгкой, струящийся и необыкновенно прекрасной. Третья часть переносит нас в замок, на бал, где грациозно танцуют знатные дамы и фрейлины.

Заслушавшись прекрасными танцевальными ритмами, зритель не ожидает внезапного удара по тарелкам, с которого начинается стремительный бег четвертой части «Охота». Всё оживилось, встрепенулось и с непреодолимой силой понеслось вперёд. Здесь будто  слышится и стук копыт, изображаемый ударными, и призыв охотничьих труб. Происходит перекличка духовых инструментов со струнными и ударными. И в конце части звучит фанфарная кульминация, сразу после которой идет следующая часть, обладающая совершенно другим характером – неторопливым, нежным. Это «Песенка Офелии» (пятая часть Сюиты). Соло флейты звучит ласково, весело, немного робко, передавая характер молодой принцессы Офелии, кларнет так же нежно отвечает ей. Радостное и мечтательное настроение перерастает в ликование.

Шестая часть, «Пантомима актёров», отличается лаконичностью. Музыка в ней стремительная, быстрая, сатирического характера, игривая. После которой контрастно звучит неспешная, лирическая седьмая часть – «Колыбельная», которую исполняет только струнная группа. Бархатный тембр виолончели будто окутывает своим звучанием тонкую, воздушную тему скрипок. К концу музыка постепенно утихает и растворяется в пространстве.

И снова внезапное forte! Вновь контрастность частей, которую так любит молодой композитор. Здесь уже, в отличие от предыдущей части, звучит весь оркестр во всю свою мощь. Музыка восьмой части «Пир» ликующая, яркая, она врывается словно фейерверк и также внезапно замолкает.

Девятая часть «Реквием». Он появляется будто из мрака, и такт за тактом музыка набирает всё бóльшую силу. Эта часть наполнена глубоким драматизмом, в ней нет той сатирической призмы, через которую проходили предыдущие части Сюиты. Десятая, заключительная часть Сюиты «Марш Фортинбраса» прозвучала торжественно и грозно! Финал был полон ликования! Браво дирижеру и браво оркестру!

Концерт Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – Оpus 32» окончился бурей оваций, яркими впечатлениями и новыми открытиями! Отдельно хочется отметить профессионализм и виртуозность исполнителей на духовых и ударных инструментах Симфонического оркестра МГИМ им. А.Г. Шнитке под руководством дирижера, Заслуженного артиста России Игоря Громова.

Студентка МГИМ им. А.Г. Шнитке Елена Наципова



назад


Афиша

01
04/24

 
Юношеский симфонический Шнитке-оркестр


02
04/24

 
РОБЕРТ РАХИМОВ (баян), Русский народный оркестр колледжа МГИМ им. А.Г.Шнитке


03
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


04
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


06
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ



 

Последние новости
28-марта-2024
28 апреля Музыкальный дом Альфреда Шнитке принимал гостей — студентов и преподавателей Строгановки
13-марта-2024
Театральный авангард на тему Шостаковича на сцене МГИМ им. А. Г. Шнитке
23-декабря-2023
21 декабря 2023 года в Детской музыкальной школе имени Ю.А. Шапорина, структурном подразделении ГБОУ ВО МГИМ им. А.Г.Шнитке, состоялось заседание Общего собрания Совета директоров образовательных организаций, подведомственных Департаменту культуры города Москвы
22-декабря-2023
Заключительный концерт Всероссийского фестиваля «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ – OPUS 34» 19.12.2023
14-декабря-2023
Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке объявляет о проведении учебно-творческого проекта «Концерт для виолончели с оркестром. Практический курс».

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.