Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

Концерт памяти Анатолия Михайловича Паутова

04-октября-2021


11 сентября 2021 года состоялся концерт памяти Анатолия Михайловича Паутова -  российского трубача, военного дирижера, Заслуженного работника культуры России, кандидата искусствоведения, профессора МГИМ имени А.Г. Шнитке. В вечере памяти приняли участие его студенты и выпускники, а также духовой оркестр МГИМ имени А.Г. Шнитке под управлением Игоря Канурина.

Слова благодарности и признательности прозвучали от ректора МГИМ имени А.Г. Шнитке, профессора, доктора культурологии, доктора педагогических наук Анны Иосифовны Щербаковой и заведующего кафедрой духовых и ударных инструментов, доцента Вяткина Владимира Владимировича.

В концерте прозвучали как сольные номера, так и брасс-ансамбли композиторов разных стран (Йозеф Гайдн, Сэмми Нестико, Генри Пёрселл, Антон Аренский, Кирилл Молчанов, Джереми Кларк и др.). Также были представлены видеообращения выпускников Анатолия Михайловича – артистов известных оркестров России.

 

Интервью с Михаилом Владимировичем Лавриком,

первым учеником А. М. Паутова

Михаил Владимирович, поделитесь, пожалуйста, какое у Вас осталось первое впечатление от встречи или занятия с Анатолием Михайловичем?

–Анатолий Михайлович Паутов, можно сказать, открыл мне дорогу в мир музыки. Он учил меня вслушиваться, переживать, вникать в образное содержание произведений. Мы познакомились в январе 1975 года, когда я был на первом курсе военно-дирижёрского факультета и перешёл в его класс. В то время он был единственным педагогом класса трубы и только начал преподавательскую деятельность. Я, будучи молодым человеком, занимался трубой на тот момент уже восьмой годи думал, что уже что-то собой представляю в качестве исполнителя. Но, встретившись со своим новым педагогом, на первом уроке сыграл два звука, а на втором, кажется, четыре, и с этого и началась вся наша работа по осознанию музыкальной деятельности. Почему два звука? Начав играть гамму, после первых нот, я услышал вопросы «Что ты играешь?» и «Как ты играешь, если не управляешь ни процессом звукоизвлечения, ни артикуляцией, ни в целом не осознаёшь своих двигательных и мышечных ощущений?». Стараясь на них ответить,  постепенно пришёл к тому, что научился управлять этими процессами. Это был очень сложный и длинный путь, так как он перевернул все мои предыдущие представления о музыке, вплоть до моего сознания и образа мышления. Также это потребовало от меня больших моральных усилий и воспитания воли в процессе обучения. Но этот первый «импульс», который смог мне передать Анатолий Михайлович, дал возможность в дальнейшем использовать приобретённые навыки уже в качестве военного дирижёра, в исполнительской и преподавательской деятельности. Благодаря этому я успешно выпустил плеяду хоровых дирижёров, работающих сейчас в войсках.

Как Вы могли бы описать Анатолия Михайловича как педагога?

– Думаю, что становление Анатолия Михайловича как педагога началось, пожалуй, ещё в юношеские годы. Он родился в 1943 году в блокадном Ленинграде, сразу попав в тяжелейшие жизненные условия –  стал сиротой и воспитывался в военно-морском училище. Именно такая сложная обстановка, постоянное обучение в военных учебных заведениях закалили его волевые качества, и в дальнейшем это помогло ему в работе исполнителя и военного дирижёра в Венгрии, Иркутске, Германии.Мне кажется, что основной подход к внутреннему музыкальному анализу и осознанию своих действий при игре, как собственной, так и его учеников, передал ему Георгий Антонович Орвид. Когда Анатолий Михайлович был адъюнктом в Московской консерватории, он общался с будущими крупнейшими исполнителями страны: Владимиром Зыковым, Муратом Мухитдиновым и другими, которые в это время учились в классе Г. Орвида.Именно там он получил богатый опыт творческого общения и усвоил технические, музыкальные основы,которые в дальнейшем он использует в своей педагогической деятельности.

Уроки проходили, казалось бы, довольно жёстко: Анатолий Михайлович не пропускал мелочей, не допускал невнимательности по отношению к нашим же действиям с инструментом и к итоговому звучанию; всегда требовал добиваться логики построения фраз, движения, ритмических и динамических изменений. Главной особенностью было то, что слушатель должен был понимать, что мы делаем как исполнители и насколько искренне это звучит. Музыкант, который хочет воздействовать на аудиторию, должен знать, какими способами и средствами этого добиться. В этом, думаю, и заключались основные педагогические принципы Анатолия Михайловича, которые дали свои плоды, воспитав очень многих талантливых исполнителей. И, хочу подчеркнуть, не просто исполнителей, а настоящих музыкантов. То есть людей, осознающих и понимающих, что такое музыка, людей, которые способны переживать её и претворять в жизнь, захватывать звуком огромные аудитории. Его ученики сейчас играют в ведущих оркестрах страны и очень достойно несут эту духовую «династию», начиная с М. Табакова, Г. Орвида и А. Паутова. Эта школа построена на эмоциональной выразительности, на понимании того, что делает музыкант. Это очень ценно, и мы всегда будем об этом помнить, будем стремиться поддерживать и сохранять это движение нашего исполнительского мастерства.

Благодарю Вас за увлекательное интервью!

 

 

Интервью с Игорем Шевцовым,

выпускником Анатолия Михайловича 2018 года,

студентом 4 курса МГИМ имени А. Г. Шнитке

О каких важных моментах при обучении в классе Анатолия Михайловича Вы могли бы рассказать?

– Когда исполнитель находился в самом начале своего творческого пути, ему казалось, что учиться в классе Анатолия Михайловича – очень сложная задача. Но со временем приходило осознание важности тех принципов, которые он передавал каждому из нас.  Для меня самым трудным было то, что он принципиально относился к звуку на инструменте, технологии исполнения, музыкальности. Пока мы не выполняли его требований, мы не могли покинуть урок. Иногда так получалось, что лишь несколько тактов пьесы или обычную гамму мы могли играть по тридцать минут.

Какой самый главный совет дал Вам Анатолий Михайлович?

– Это очень сложный и достаточно «монументальный» вопрос. Я бы сказал, что каждый урок воспринимался как важный совет, который помогал мне в будущих творческих и даже жизненных ситуациях.

Какое наиболее яркое воспоминание у Вас осталось со времён обучения у него?

– В 2017 году я принимал участие в конкурсе духовых инструментов в Москве вместе с Романом Агеевым, также учеником Анатолия Михайловича. После концерта он позвал нас к себе и подарил диски с записями нашего конкурсного исполнения, которые он лично решил купить. Это было очень неожиданно и приятно, и я до сих пор храню у себя эту памятную запись.

Спасибо Вам за интервью!

Ксения Терентьева

Студентка МГИМ имени А.Г. Шнитке

 



назад


Афиша

20
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


22
04/24

 
День виолончелиста в МГИМ им.А.Г.Шнитке


26
04/24

 
КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. Шнитке



 

Последние новости
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
04-апреля-2024
«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»
03-апреля-2024
31 марта 2024 года кафедра фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке совместно с Центром профессионального мастерства по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» ДОПСКИ при Департаменте культуры города Москвы провели IV Всероссийский конкурс-фестиваль "Piano ad libitum" для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.