Интервью с Президентом НИЦ «Курчатовский институт», доктором физико-математических наук, членом-корреспондентом РАН, профессором М.В. Ковальчуком
19-апреля-2021
фото из открытых источников
— Уважаемый Михаил Валентинович, какие у Вас впечатления от концерта?
— Хочу сказать, что я абсолютно потрясён тем, насколько высокий уровень исполнения показал сегодня коллектив. Многим людям кажется, что в наше технологичное время оркестр русских народных инструментов — не самое популярное явление, довольно специфичное. Но ребята, которые сегодня играли на сцене, как мне кажется, доказали обратное. Они учатся музыке, играют на этих инструментах с удовольствием. Меня, например, очень впечатлила исполнительница на звончатых гуслях, — насколько тонко и виртуозно она извлекала звуки. Также мне запомнились домристы — у них отлично звучал инструмент. А голоса солистов, исполнивших столько замечательных песен сегодня, вообще могли бы конкурировать с ведущими исполнителями.
— В одном из интервью Вы говорили, что читали «Молчание моря» Жана Веркора, а какую музыку Вы слушаете?
— Мне нравится музыка разных стилей и жанров. Из академической, например, я могу назвать "Грустный вальс" Сибелиуса, — он мне очень близок по звучанию.
— Мы также читали, что Вы развиваете конвергентный подход в образовании, подскажите, пожалуйста, могла бы музыка стать частью такого подхода?
— Вы знаете, музыка обязательно включается в конвергентный подход. Дело в том, что пытаясь познать мир, смотрели вокруг себя, и когда поняли, что это знание необъятно — мы разделили его на несколько мелких частей. И предметы, которые проходим в школе, в сущности, также не отражают полного и объективного метода познания. Птица, которая летит, не сможет описать процесс своего полёта с точки зрения физики, химии или геологии – это искусственно «придуманные» человеком науки, для более глубокого изучения той или иной сферы. Но современные научные подходы – это интеграция наук, междисциплинарность, конвергенция. Глубоко проанализировав отдельные отрасли знания, мы готовы теперь складывать из них, как из пазлов, новую картину мира на уровне уже глубокого знания. Но чтобы строить такую сложную картину, человек должен быть гуманитарно погружённым, то есть эмоционально вовлечённым в этот мир. Жизнь — она гуманитарна по своей сути, состоит из звуков, чувств, эмоций. А музыка является одним из сильнейших по силе эмоционального воздействия видов искусств, поэтому она становится неотъемлемой частью воспитания конвергентного человека.
В холле Дома ученых Курчатовского института, где мы сейчас стоим, находится много фотографий с портретами известных поэтов, писателей, актеров. Некоторое время назад, когда мы их только развесили, на них не были указаны имена. И когда я набирал в штат Курчатовского института молодых людей тридцати-сорока лет, некоторых уже даже кандидатов и докторов наук, я у них спрашивал, кто изображён на этих фотографиях — они, в основном, не могли ответить. Пожалуй, только Высоцкого и Янковского узнавали. Это говорит лишь о том, что этому поколению, к сожалению, не передан культурный код. Я, например, могу назвать каждого и прочитать отрывок из стихотворения Рождественского, Евтушенко и т.д., или строчку из песни. Знаю в лицо практически любого композитора и писателя — русского, советского и зарубежного. Вы спросите, почему? Потому что у нас в кабинете музыки в школе висели портреты композиторов, в кабинете литературы — портреты писателей, в кабинете физики и химии - ученых. Мы непременно изучали и интересовались людьми, которые на них были изображены. Именно поэтому надо постоянно учиться, не останавливаться в развитии, всегда открывать для себя что-то новое и увлекательное.
— Спасибо Вам за интересное интервью!
Студентки МГИМ им. А.Г. Шнитке
Терентьева Ксения, Мазепа Татьяна,
(класс профессора Алябьевой А.Г.)
|