Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Открыт прием заявок на участие в новом сезоне городской программы «Арт-Лаборатория» ориентированной на учащихся московских школ искусств и профильных колледжей в возрасте от 13 до 18 лет.




Главная / Новости
 
Новости

Концерт «Объяснение в любви» Московского камерного Шнитке-оркестра (к 5-летию со дня основания). Художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный артист России, профессор И. Громов. Художественное слово – Анна Щербакова

29-декабря-2019


Диптих «Черное и белое»  

 

“Клавиши я — любила: за черноту и белизну (чуть желтизну!),

за черноту, такую явно, — за белизну (чуть желтизну!),

такую тайно-грустную…

Марина Цветаева

 

Московский камерный Шнитке-оркестр за недолгое время своего существования, безусловно, заслужил право называться брендом Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке благодаря таланту и энтузиазму своего основателя и художественного руководителя – заслуженного артиста РФ, профессора  И.Ю. Громова, а также поддержке ректора института, доктора педагогических наук, доктора культурологи, профессора  А.И. Щербаковой. Не случайно, юбилейная медаль под номером один, выпущенная в честь пятилетия оркестра, была вручена именно ректору.

Юбилейный Концерт «Объяснение в любви» Московского камерного Шнитке-оркестра, который прошел 27 декабря в Концертном зале института, напомнил по своему художественному воплощению диптих «Черное и белое» (от др. греч. “двустворчатый, состоящий из двух дощечек”). Диптихи были популярны у художников на протяжении многих веков. Как правило, две панели были тесно связаны друг с другом, но могли и фокусироваться на контрастных понятиях, таких как жизнь и смерть, счастье и скорбь. Однако две части Концерта «Объяснение в любви», на наш взгляд, имели две разные точки зрения на одну и ту же тему. Любовь, близкая трактовке Р. Вагнера как таинство, сон и смерть (первое отделение концерта) и радостно-пьянящий гимн Любви (второе отделение концерта).

Музыкально-литературной композицией «Моим стихам…» по страницам поэзии и прозы Марины Цветаевой открылся Концерт, где публике была представлена оригинальная трактовка образа Поэта как посланца Бога. Музыкальным лейтмотивом этой композиции стала проникновенная мелодия из фильма «Сказка странствий» Альфреда Шнитке, очень искренно и пронзительно прозвучавшая в исполнении Московского камерного Шнитке-оркестра  (художественный руководитель и дирижёр – заслуженный артист РФ, профессор И. Громов).

Ректор МГИМ имени А. Г. Шнитке Анна Щербакова – мастер художественного слова и дирижер Игорь Громов объединили музыкальные и литературные шедевры, тем самым выстроив динамичную композицию, высвечивающую новые грани в слиянии Музыки и Слова, приоткрывающие тайную завесу Искусства. Скульптурно выразительна была фигура Чтицы в черно-белом одеянии в камерной атмосфере сумерек первого отделения Концерта. Анна Щербакова, блестяще владеющая тонкостями психологических перевоплощений как актриса и мастер слова, очень точно передала цветаевскую музыкальную интонацию стиха. Игорь Громов читал более сдержанно от лица рассказчика и параллельно дирижировал оркестром.

Поэзия Марины Цветаевой – это поистине необъятный мир, который таит в себе множество загадок и каждый, кто пытается его разгадать, открывает для себя всё новые грани красоты. В статье «Искусство при свете совести» Марина Цветаева делает попытку раскрыть процесс создания своих стихов: «Слышу не слова, а какой-то беззвучный напев внутри головы, какую-то слуховую линию — от намека до приказа. Это целый мир, и сказать о нем — целый отдельный долг. Но убеждена, что и здесь, как во всем, закон есть». Однако концепция музыкально-литературной композиции выстроилась не только вокруг фигуры Марины Цветаевой, но и охватила собой целую плеяду поэтов Серебряного века, для которых главным инструментом исследования окружающего мира стал символ. Символисты концентрировались на подсознательно-интуитивном восприятии окружающей действительности, делая упор на искусстве намека, недосказанности о тайном смысле Бытия.

Непрерывная драматургия музыкального развития придала литературной композиции дополнительные смыслы. Правильно подобранная музыка гениальных композиторов А. Шнитке, С. Прокофьева, А. Пярта, Л. Яначека и М. Броннера буквально погрузила слушателя в атмосферу Серебряного века, перенося его во времени и пространстве.

После таинственного погружения в мир сна и подсознания ярким контрастом стало второе отделение Концерта, оно, напротив, бурлило и искрилось всеми многоцветными красками Праздника. Игорю Громову принадлежала идея, собрать воедино солистов – лауреатов музыкальных состязаний, которые на протяжении пяти лет гастролировали с Московским камерным Шнитке-оркестром в России и за рубежом. Несомненный успех Концерта превзошел все ожидания и от правильного подбора музыкальных опусов, проверенного временем: «Кармен-сюиты» Ж. Бизе – Р. Щедрина, «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова (оркестровка И. Громова) в исполнении талантливого трубача Глеба Верещака. Непередаваемое богатство чувств вызвали у слушателей волшебные звуки «Вокализа» С. Рахманинова (аранжировка И. Громова) в исполнении Аллы Курдюмовой (виолончель). Ксения Мусланова (сопрано,  солистка МАМТ имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, выпускница МГИМ имени А. Г. Шнитке, старший преподаватель института) – певица с яркой харизмой и удивительно красивым голосом, очень задорно и даже несколько юмористично исполнила песню Джудитты Ф. Легара. Искрометный дуэт Владимира Вяткина (гобой) и Сергея Петрова (кларнет) в Фантазии Л. Ловрельо на темы оперы Беллини «Норма» покорил сердца слушателей своей  виртуозностью и тончайшей музыкальностью.

Трактовка «Румынских народных танцев» Б. Бартока солисткой Евдокией Иониной (скрипка) оказалась на редкость интересной и рафинированно тонкой, психологически цельной, изобилующей яркими колористическими нюансами. Выразительно-напряженную речитацию сольной партии, выдержанную в характерной манере румынского народного говора, Шнитке-оркестр сопровождал тончайшей нюансировкой: свободно, решительно, нежно — в зависимости от текущего музыкального «градуса напряжения» партитуры. Сочная музыка «Зимы» А. Пъяццолы в исполнении Валерии Кравцовой (скрипка) придала концерту новогоднее настроение и способствовала  созданию особой праздничной атмосферы.

Зрители  долго аплодировали оркестру и кричали «Браво»!

Несомненно, что впереди у такого замечательного коллектива длинный и славный путь!

 

P.S. Остаётся выразить глубокое сочувствие тем, кому не удалось посетить юбилейный концерт и поддержать своих коллег в череде других забот и предновогодней суеты.

И пожелать в Новом Году не забывать о ценности прекрасного и ценить тех, кто рядом!

 

кандидат искусствоведения,

доцент кафедры философии, истории, теории культуры и искусства

Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке

Ушакова Н.В.

Фотографии Анны Гревцевой

 
 
 
 


назад


Афиша

22
02/

 
Премьера оперной студии МГИМ им. А.Г. Шнитке "Зори здесь тихие"


24
02/

 
Премьера оперной студии МГИМ им. А.Г. Шнитке "Зори здесь тихие"



 

Последние новости
15-февраля-2020
Премьера оперной студии МГИМ им. А.Г. Шнитке "Зори здесь тихие"
12-февраля-2020
Межрегиональная Открытая Музыкально-теоретическая Олимпиада Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке
12-февраля-2020
Первый Всероссийский конкурс хоровых дирижеров имени Альфреда Шнитке
12-февраля-2020
Информация о раздельном сборе мусора
07-февраля-2020
11 февраля в музее Альфреда Шнитке проведёт мастер-класс нидерландский музыкант, профессор Амстердамской консерватории Раймонд Хонинг

 


 


© 2020, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.

Все права защищены.
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-04-33 (499) 194-83-89 (факс)
info@schnittke-mgim.ru

создание сайта 

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.