«Concerto Grossо - полистилистика в увеличении»: концерт Московского камерного Шнитке-оркестра в день 85-летия со дня рождения А.Г. Шнитке
27-ноября-2019
Международный научный форум «Музыкальные миры Альфреда Шнитке» – особенное событие для института, носящего его имя. В рамках форума была представлена вся разнообразная палитра многогранной творческой личности А. Г. Шнитке – композитора, мыслителя, теоретика музыки, а также публициста и педагога.
Лирической доминантой этого события стал концерт Московского камерного Шнитке-оркестра «Concerto Grossо», который познакомил публику с творчеством великого композитора в цепи музыкально-исторической преемственности. Стилевая многогранность концерта благодаря работе художественного руководителя и дирижера – заслуженного артиста РФ, профессора И. Ю. Громова приобрела особое значение и масштабы. Возникая и исчезая, увеличиваясь и уменьшаясь, полистилистика концерта переплетала произведения между собой как тема в полифоническом произведении, наполняя концертный зал чарующими звуками музыки.
Примечательно, что Московский камерный Шнитке-оркестр в этом году отмечает свой юбилей. За прошедшие пять лет творческой деятельности оркестр добился выдающихся успехов, обретя свой неподражаемый стиль. Особая красочность звучания оркестра с тонко выверенной нюансировкой гармонично сочетается с включением в музыкальное исполнительство сценических элементов. Оркестр достойно работает на таком же уровне как профессиональные коллективы и как следствие этого, он получил широкое признание в гастрольных поездках по России и за рубежом.
Адажио и фуга c moll В.А. Моцарта послужили отправной точкой концерта к дальнейшему усложнению стиля, подготавливая и настраивая слух на определённую музыкальную волну. И. Ю. Громов во вступительном слове к концерту отметил, что «это сочинение 1788 года, когда В.А. Моцарт написал свои три великие симфонии: №39, 40 и 41». Завораживающие звуки оркестра гипнотизировали зал таинственно-мистической аурой моцартовских интонаций.
Concerto Grosso №6 (1993) А.Г. Шнитке – последнее сочинение композитора в этом жанре, оно отличается от других его концертов неоднозначной трактовкой: особой загадочностью и меньшей изученностью. Из шести его Concerto Grosso большей популярностью пользуется музыка первого концерта, который наиболее известен широкой публике. Удивительное богатство партитуры Concerto Grosso №6 с её тембровым и ритмическим разнообразием было сознательно подчеркнуто дирижером при исполнении. Солирующие инструменты (Екатерина Айзенштадт – партия фортепиано, Екатерина Кравцова – партия скрипки) создали прекрасный дуэт, контрастно оттеняя мощный натиск оркестра.
Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра (1937) Б. Бриттена – это произведение, принесшее Б. Бриттену мировую славу, было написано в излюбленной для него форме вариаций, в которых он отдает дань уважения своим любимым композиторам – от Баха до Малера и Шостаковича. «Дар любви и восхищения» – так сформулировано композитором посвящение этого сочинения своему учителю Фрэнку Бриджу. Магически-завораживающая музыка оркестра лилась непринужденно, используя все многообразные оттенки – от хрустальных звуков вальса до утонченно-изысканных ориентальных интонаций, нежно ласкающих слух.
Солисты Оперной студии МГИМ имени А. Г. Шнитке и оркестр под управлением И. Ю. Громова открыли второе отделение вокальным циклом «Из еврейской народной поэзии» (1948) Д. Шостаковича (авторское решение сценического действия – Алексей Большаков). Особо отметим актерское мастерство и яркую индивидуальность артистов, исполнивших вокальные партии: Татьяна Балугина (меццо-сопрано), Екатерина Пыжова (меццо-сопрано), София Короткова (сопрано), Светлана Злобина (меццо-сопрано), Анастасия Шишкина (сопрано), Артём Попов (тенор), Павел Смирнов (тенор).
Завершился концерт музыкально-инструментальным театром для оркестра «По мотивам Н.В. Гоголя» А.Г. Шнитке (редакция И. Ю. Громова) в исполнении солистов Московского камерного Шнитке-оркестра. Яркая театральная постановка музыкантов не оставила в зале никого равнодушным и наполнила музыкальную сцену особой свежестью, задорным юмором и оптимизмом.
Бурные овации и восторженные крики, цветы и слова благодарности вдохновили оркестр на ещё один номер, исполненный на бис. Ария из оркестровой сюиты №3 И.С. Баха стала философским послесловием, многоточием, взглядом в будущее.
В заключение статьи, отметим ещё одну деталь концерта – его выстроенную драматургию с явной барочной направленностью. Кроме использования барочных форм в виде фуги у В.А. Моцарта и Concerto Grosso А.Г. Шнитке дирижеру И. Ю. Громову удалось достичь яркого контрастного напряжения с помощью сопоставления вокального цикла «Из еврейской народной поэзии» Д.Д. Шостаковича и сюиты «По мотивам Н.В. Гоголя» А.Г. Шнитке. Напомним, что едва ли не впервые контраст такого рода состоялся в опере Клаудио Монтеверди «Коронация Поппеи», когда сцена смерти Сенеки моментально сменилась фривольно радостным танцем Пажа и Придворной дамы.
Итак, концерт Московского камерного Шнитке-оркестра «Concerto Grossо» в рамках Международного научного форума «Музыкальные миры Альфреда Шнитке» стал своего рода лирической кульминацией в юбилейный год великого композитора и незабываемым культурным событием Москвы.
кандидат искусствоведения, доцент Ушакова Н.В.
|