Альфред Шнитке. Ирина Шнитке. Марк Лубоцкий. Ольга Довбуш-Лубоцкая. Musica nostalgica
24-апреля-2019
22 апреля в Камерном зале Московского международного Дома Музыки состоялся один из важнейших концертов фестиваля в музыкальном доме Альфреда Шнитке «На пересечении прошлого и будущего», посвященный камерному творчеству Шнитке. В концерте прозвучали сочинения 1990-х годов, пронизанные духом глубокой рефлексии и ностальгии. Их исполнили выдающиеся музыканты, особенно близкие композитору — пианистка Ирина Шнитке, скрипач Марк Лубоцкий, а также виолончелистка Ольга Довбуш-Лубоцкая.
Личности исполнителей тесно связаны с творчеством и жизнью Альфреда Шнитке. Ирина Федоровна — муза композитора — выдающийся интерпретатор произведений Шнитке. Альфред Гарриевич посвятил ей Вариации на один аккорд, Вторую сонату для фортепиано, Концерт для фортепиано в четыре руки и камерного оркестра. Она же стала первым исполнителем этих сочинений. Марк Давыдович Лубоцкий — выдающийся скрипач, ученик Ямпольского и Ойстраха — был близким другом Шнитке. Композитор посвятил ему три скрипичные сонаты и Второй скрипичный концерт; именно Лубоцкий играл премьеры не только Второго, но и Первого скрипичного концертов. И Ирина Шнитке, и Марк Лубоцкий принимали участие в премьере прозвучавшего сегодня фортепианного трио; партию виолончели тогда, в 1992 году, исполнял Мстислав Ростропович. Другое сочинение из сегодняшней программы — Эпилог из «Пер Гюнта» в переложении для виолончели, фортепиано и магнитофонной ленты — Ростропович годом позже, 1993-м, сыграл также вместе с Ириной Шнитке.
Ирина Шнитке и Марк Лубоцкий редко выступают в Москве, поэтому услышать музыкантов, которые имели исключительное значение в жизни Альфреда Шнитке, искусство которых вдохновляло композитора на создание новых произведений — это событие огромной исторической важности.
Лейттембрами вечера можно назвать фортепиано и виолончель, а его лейтмотивом — тему воспоминаний. Эта тема раскрылась в первом же сочинении, прозвучавшем на концерте — Второй виолончельной сонате, концентрируясь в рефлексивно-медитативных медленных частях цикла. «Продолжающей вариацией» стало Фортепианное трио, в котором тема воспоминаний претворилась через известные музыкальные и философские идиомы — старинные хоралы, прелюдирование, а также через ряд автоаллюзий на ранние произведения композитора. Особый смысл придал музыке Трио Шнитке художественный диалог с Шостаковичем — с его трио ор.8 и ор.67.
Высокие размышления о великом искусстве прошлого были продолжены в открывшей второе отделение Musica nostalgica для виолончели и фортепиано, выдержанной в духе баховских инструментальных арий (как известно, Шнитке высоко ценил творчество Баха). Завершающий концерт Эпилог из «Пер Гюнта» вывел эти размышления на философский уровень.
Удивительное впечатление произвел благородный пианизм Ирины Шнитке. Фортепиано в ее исполнении звучало по-романтически вокально (даже в кластерах!), выявляя широкий смысловой спектр каждого интонационного оборота. Именно фортепиано в представленных камерных ансамблях в большей степени воспринималось как мелодический инструмент, организующий композиционное целое, в сравнении с виолончелью и скрипкой, экспрессионистическая трактовка которых сообщила их линиям разорванность, а тембровой краске — резкость и шероховатость.
Глубина погружения в Миры Шнитке, продемонстрированная исполнителями, не могла не затронуть публику. Обладая огромным исполнительским и педагогическим опытом, артисты вдохновенно передали всю масштабность концепции и сложность музыкального мышления композитора.
К 80-летию композитора музыканты записали и издали диск, посвященный камерному творчеству Шнитке. Надеемся, что грядущий юбилей Мастера ознаменуется выходом нового диска с участием прославленных артистов.
профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства, доктор искусствоведения Е. М. Шабшаевич,
доцент кафедры философии, истории, теории культуры
и искусства, кандидат искусствоведения М. А. Егорова
|