Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

И.о. ректора МГИМ им. А.Г. Шнитке Анна Иосифовна Щербакова и студенты колледжа и вуза приняли участие в Дне Знаний




Главная / Абитуриенту / Образовательные условия для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Образовательные условия для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Условия, обеспечивающие обучение инвалидов и лиц с ОВЗ в Московском государственном институте музыки им. А.Г. Шнитке (далее – МГИМ им. А.Г. Шнитке) регламентированы «Положением об организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Московском государственном институте музыки им. А.Г. Шнитке»

  1. Наличие условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

В МГИМ им. А.Г. Шнитке созданы специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. С целью профориентации и привлечения абитуриентов с инвалидностью в вуз Приемной комиссией, структурными подразделениями МГИМ им. А.Г. Шнитке, ответственными за проведение профориентационной работы ведется активная работа в данном направлении. Профессиональная ориентация абитуриентов с ОВЗ направлена на формирование у них осознанного и адекватного профессионального самоопределения и направлена на подбор одной или нескольких образовательных программ, доступных лицу с ОВЗ в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.

Заключены договоры с профильными школами интернатами, занимающимися обучением и воспитанием детей с инвалидностью, ведется системная работа с домами приютами и детскими домами, службами занятости населения, социальными службами, общественными организациями инвалидов.  Для детей-инвалидов проводятся выездные дни профориентации, в которых принимают участие представители вуза, студенты и преподаватели.

При разработке Правил приема в МГИМ им. А.Г. Шнитке учтены и прописаны особые условия для поступающих с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. При проведении вступительных испытаний в МГИМ им. А.Г. Шнитке имеется возможность создания специальных условий при проведении вступительных испытаний.  Абитуриент может в заявлении указать необходимость:

-  выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно),

- использования технических средств,

- помощи ассистента,

- увеличения продолжительности вступительных экзаменов.

К работе в Приемной комиссии МГИМ им. А.Г. Шнитке привлекаются сотрудники, обладающие знаниями о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи ими учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий. Стенды и информация приемной комиссии доступны для всех нозологических групп инвалидов.

  1. Адаптированные для инвалидов программы подготовки с учетом различных нозологий.

Основные профессиональные образовательные программы МГИМ им. А.Г. Шнитке адаптированы для обучающихся инвалидов различных нозологических групп.

Образовательный процесс для обучающихся с ОВЗ в МГИМ им. А.Г. Шнитке может быть реализован в следующих формах:

- в общих учебных группах (совместно с другими обучающимися) без применения специализированных методов обучения;

- в общих учебных группах (совместно с другими обучающимися) с применением специализированных методов обучения;

- по индивидуальному плану.

В случае обучения по индивидуальному плану обучающихся с ОВЗ может быть увеличен по личным заявлениям:

для обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета, программам подготовки кадров высшей квалификации на один год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения;

для обучающихся по программам магистратуры на шесть месяцев по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения;

для обучающихся по программам среднего профессионального образования на десять месяцев по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.

Индивидуальный план обучающихся с ОВЗ подразумевает включение в основную профессиональную образовательную программу факультативного специализированного адаптационного модуля, предназначенного для индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе профессионального образования. Адаптационный модуль является набором факультативных дисциплин:

- по программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам ассистентуры-стажировки, программам подготовки кадров высшей квалификации общим объемом 30 зачетных единиц в учебный год по 15 зачетных единиц в семестр.

-  по программам магистратуры он рассчитан на 1 семестр с общим объемом дисциплин в  15 зачетных единиц.

Адаптационный модуль может быть освоен обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ, как на первом году обучения, так и в любой момент по заявлению обучающегося инвалида в зависимости от психофизического состояния, индивидуальных возможностей, состояния здоровья обучающихся с ОВЗ и на основе учета рекомендаций ИПР инвалидов.

После освоения адаптационного модуля обучающийся инвалид и обучающийся с ОВЗ продолжает обучение в общих учебных группах (совместно с другими обучающимися - инклюзивно) с применением специализированных методов обучения, либо если на то нет медицинских показаний без применения специализированных методов обучения.

  1. Виды и формы сопровождения обучения.

Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляются Учебно-методическим управлением и Медицинским кабинетом МГИМ им. А.Г. Шнитке.

Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медицинской комиссии. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами. В составе комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ выделяется организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, медицинско-оздоровительное и социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ, установление особого порядка освоения обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ дисциплины «Физическая культура» и создание в Институте толерантной социокультурной среды.

Организационно-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ направлено на контроль освоения образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и типовым или индивидуальным учебным планом и включает в себя, при необходимости, контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы; организацию индивидуальных консультаций; контроль по результатам текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации; коррекцию взаимодействия преподавателей и обучающихся с ОВЗ; консультирование по психофизическим особенностям обучающихся с ОВЗ, проведение инструктажей и семинаров для преподавателей и сотрудников.

Для комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ предусматривается привлечение кураторов (тьюторов), педагогов-психологов, социальных педагогов, социальных работников, специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов, сурдопедагогов, тифлопедагогов из числа научно-педагогических работников Института, обладающих необходимой квалификацией.

Научно-педагогические работники, работающие с обучающимися с ОВЗ, имеют право проявлять педагогическую инициативу, свободу выбора в использовании методик обучения и воспитания, определяемых содержанием обучения, материально-техническим обеспечением, особенностей восприятия учебной информации обучающимися с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении, социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося инвалида и лица с ОВЗ, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики, коррекции личностных достижений. Данный функционал закреплен за сотрудником Медицинского кабинета.

Медицинско-оздоровительное сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ включает мероприятия, направленные на диагностику их физического состояния, сохранение их здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к процессу обучения. Даная функционал закреплен за сотрудником Медицинского кабинета.

 Социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ включает меры комплексного сопровождения образовательного процесса, в том числе:

- Мероприятия, сопутствующих образовательному процессу и направленные на их социальную поддержку, включая решение бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения, предоставление услуг медицинских пунктов, санатория-профилактория Института.

- Установление особого порядка освоения обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ дисциплины «Физическая культура», определенного Положением о реализации дисциплины «Физическая культура» для отдельных категорий обучающихся.

- Создание в Институте толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех челнов коллектива к общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Функционал закреплен за Управлением по концертной и воспитательной работе.

  1. Наличие специальных технических и программных средств обучения. Обеспечение закреплено за Административно-хозяйственным управлением. 

Для обучающихся с ОВЗ по слуху предусматривается применение сурдотехнических средств, таких как, системы беспроводной передачи звука, техники для усиления звука, видеотехника, мультимедийная техника и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями слуха.

Для обучающихся с ОВЗ по зрению предусматривается применение технических средств усиления остаточного зрения и средств преобразования визуальной информации визуальной информации в аудио и тактильные сигналы, таких как, брайлевская компьютерная техника, электронные лупы, видеоувеличители, программы невизуального доступа к информации, программы-синтезаторов речи и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями зрения.

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательной функции предусматривается применение специальной компьютерной техники со соответствующим программным обеспечением, в том числе, специальные возможности операционных систем, таких, как экранная клавиатура, и альтернативные устройства ввода информации.

  1. Наличие дистанционных образовательных технологий. Функционал закреплен за  Административно-хозяйственным управлением. 

Теоретические дисциплины, реализуемые в МГИМ им. А.Г. Шнитке могут быть освоены студентами инвалидами и лицами с ОВЗ с применением дистанционных технологий.

Подбор и разработка учебных материалов осуществляются с учетом возможностей предоставления контента в различных формах – визуально, аудиально. Разрабатываемый нетекстовый контент максимально преобразуется в альтернативные формы, удобные для различных категорий пользователей, без потери данных и структуры. Предусматривается возможность масштабирования текста, возможность применения экранной клавиатуры.

В образовательном процессе могут быть использованы различные формы организации on-line и off-line занятий, в том числе, вебинары, виртуальные лекции, обсуждение вопросов освоения дисциплины в рамках чатов, форумов, выполнение совместных работ с применением технологий проектной деятельности с возможностью включения всех участников образовательного процесса в активную работу по изучаемым в ходе освоения дисциплины (модуля) вопросам.

Учебные материалы обеспечивают доступность обучающимся с ОВЗ по различным нозологиям, а также различные комбинации множественных и сочетанных нарушений состояния здоровья. Подбор и разработка учебных материалов должны производиться с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах: для обучающихся с нарушениями слуха предусматривалось получение информации визуально, с нарушениями зрения - аудиально.

Программно-технические средства, используемые при обучении с применением дистанционных образовательных технологий обеспечивают доступность обучающимся с ОВЗ по различным нозологиям.

Для обучающихся с нарушениями зрения должны применяться компьютерные тифлосредства, такие как программные средства масштабирования текста и изображений без потери качества, озвучивания информации, средства рельефно-точечного вывода компьютерной информации, в виде, доступном для считывания при помощи осязания: шеститочечные символы азбуки Брайля, рельефные копии изображения, выводимого на дисплей компьютера и тому подобное.

Для обучающихся с нарушениями слуха должны применяться программные средства преобразования звуковых файлов в текстовую форму.

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательной системы предусмотреть доступность управления учебным контентом с клавиатуры.

Основной формой обучения с применением дистанционных образовательных технологий является индивидуализация содержания, методов и темпов учебной деятельности обучающегося с ОВЗ, мониторинг его действий и операций при решении конкретных задач; коррекции деятельности обучающегося с ОВЗ и/или научно-педагогического работника.

Предусматривается проведение онлайн-занятий с использованием вебинаров, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения, проведения семинаров и практических занятий, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.

  1. Наличие безбарьерной среды.  Функционал закреплен за Административно-хозяйственным управлением.

Администрация МГИМ им. А.Г. Шнитке системно занимается вопросами создания безбарьерной архитектурной среды. Все помещения МГИМ им. А.Г. Шнитке обеспечены системой навигации для обучающихся инвалидов различных нозологических групп. Прилегающая территория к зданиям МГИМ им. А.Г. Шнитке доступна для маломобильных граждан.

МГИМ им. А.Г. Шнитке созданы условия для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных обучающихся, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям Института, обеспечена доступность путей движения, размещены средства информационно-навигационной поддержки, лестницы дублированы пандусами, имеется лифт. Проводятся работы по оборудованию лестниц и пандусов поручнями, по обеспечению контрастной окраской дверей и лестниц, по выделению мест для парковки автотранспортных средств инвалидов и лиц с ОВЗ и др.

Аудитории, в которых предусматривается реализация образовательных программ для инвалидов и лиц с ОВЗ, предусматривают возможность оборудования 1-2 места по каждому виду нарушения здоровья, что предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота коляски, увеличения ширины прохода между столами, замена двухместных столов на одноместные. В общем случае в учебной аудитории первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусматривают расположение обучающихся с ОВЗ по зрению и слуху, а в ряду у дверей – для обучающихся с ОВЗ, передвигающихся в кресле-коляске. По заявкам обучающихся с ОВЗ или научно-педагогических работников, работающих с обучающимися с ОВЗ, Центром инклюзивного образования осуществляется предоставлением технических средств необходимых для организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ: для обучающихся с нарушениями слуха – звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств; для слабослышащих обучающихся – сурдотехнических средств; для обучающихся с нарушениями зрения – брайлевской компьютерной техники, электронных луп, программ-синтезаторов речи; для незрячих и слабовидящих обучающихся – компьютерных тифлотехнологий, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – специализированных технических приспособлений, и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.

При проведении плановых ремонтов зданий предусматривается, как минимум одно санитарно-гигиеническое помещение с туалетной кабинкой, доступной для маломобильных обучающихся, с установкой откидных опорных штанг, поручней, поворотных или откидных сидений.

Комплексная информационная система Института предусматривает визуальную, звуковую, тактильную информацию для ориентации и навигации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

Система сигнализации и оповещения обучающихся различных нозологий предусматривает обеспечение визуальной, звуковой и тактильной информации. Пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания проектируются в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.

В общежитиях проектируется зона для проживания лиц с ОВЗ, обеспеченная хорошей взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими используемыми помещениями, предусматриваются санитарно-гигиенические помещения для обучающихся различных нозологий.

  1. Мероприятия, направленные на трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ.

Функционал закреплен за Управлением по концертной и воспитательной работе.   Мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляются во взаимодействии с крупнейшими агентствами по трудоустройству, государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями, с которыми имеются договоры о сотрудничестве.

Основными формами содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ являются: презентации и встречи с работодателями, индивидуальные и групповые консультации выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.

В программах адаптационных дисциплин, вводимых в рамках адаптационного модуля образовательных программ для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, предусматривается подготовка выпускников к трудоустройству, следующему этапу социализации, связанным непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных знаний, умений, навыков, сформированных компетенций. 

При необходимости Институт обеспечивает волонтерское сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья а также консультирование профориентолога.

Телефон "горячей" линии в период проведения Приемной кампании: 8 (499) 194-79-65


Афиша

30
09/17

 
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В СОКОЛЬНИКАХ
Концерт к 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой



 

Последние новости
26-сентября-2017
Прямой эфир. В концертном зале МГИМ им. А.Г. Шнитке проходит концерт "Моим стихам..." (К 125-летию со дня рождения М.Цветаевой
22-сентября-2017
Приглашаем к участию в Первом внутривузовском Открытом смотре-конкурсе "Моя Москва"!
21-сентября-2017
Студенты МГИМ им. А.Г. Шнитке выступят с концертами в Вене, Австрия
21-сентября-2017
Поздравляем лауреатов Всероссийского музыкального конкурса по специальности «Дирижирование оркестром русских народных инструментов»
19-сентября-2017
Информация для студентов, имеющих академические задолженности

 


 


© 2017, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.

Все права защищены.
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-04-33 (499) 194-83-89 (факс)
info@schnittke-mgim.ru

создание сайта 

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.